Меры по предотвращению потенциального банкротства предприятия


Что это такое?

Предупреждение банкротства представляет собой комплекс мероприятий, главной целью которых является недопущение финансового краха. Во время реализации плана по спасению организации от коллапса задействуются все возможные методы, разработанные специалистами.

Контроль и борьба с несостоятельностью субъектов предпринимательской деятельности регламентируется действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Очень важно определить причины и главенствующие факторы, повлиявшие на платежеспособность представителей малого, крупного и среднего бизнеса.

Тогда можно будет принять необходимые меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и других субъектов предпринимательской деятельности.

После этого можно будет выбрать наиболее действенную стратегию дальнейшего развития компании, которая поможет ей не только выйти из кризиса и начать экономический рост.

Внешнее управление

Внешнее управление отражено в шестой главе закона о несостоятельности. Этот процесс стабилизации экономической ситуации компании предполагает отстранение лиц, занимающихся управлением фирмы, от обязанностей и перенаправление их полномочий на утвержденного в судебном порядке внешнего управляющего.

Внешнее управление утверждается судебным органом посредством ходатайства собрания займодателей на временной период до 18 мес. Если возникнет такая необходимость, срок данного процесса может быть увеличен еще на 6 мес. На этот временной промежуток управляющий формирует план необходимых для восстановления платежеспособности действий, который должен быть одобрен собранием займодателей. Цель этого планирования — восстановление стабильного платежеспособного финансового положения компании.

Кроме осуществления плана внешнего управления, возобновлению стабильной деятельности задолжавшего предприятия способствует ввод моратория на исполнение задолжавшим обязательств перед заимодателями.

Существуют особые организацию, которые включены в реестр, утвержденный на федеральном уровне, осуществляющие свою деятельность в стратегически важных для страны сферах, к примеру, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предотвращение их банкротства согласно ст91 ФЗ о несостоятельности, правительство России способствует реализации следующих мер:

  1. Анализирование платежеспособности и экономического положения предприятия.
  2. Осуществление реорганизации компании.
  3. Реструктуризация долга по налоговым выплатам, сборам в гос. бюджет и платежам во внебюджетные фонды.
  4. Санация до судебного этапа.
  5. Нахождение путей (включая оформление гос. гарантии) для осуществления договоренности между данными предприятиями и их заимодателями о реструкторизации накопившегося долга.
  6. Возврат задолженности гос. органов власти перед предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере гособоронзаказа, если возникшая несостоятельность появилась по данной причине.
  7. Другие меры.

Внешнее управление утверждается в судебном процессе. Для предотвращения несостоятельности данных предприятий, в согласно ст189.9 того же закона реализуются следующие мероприятия:

  • финансовое оздоровление компании в досудебном этапе;
  • утверждение временной администрации, помимо ситуаций, которые взаимосвязаны с лишением лицензий на исполнение банковских операций.
  • осуществление реорганизации предприятия;
  • мероприятие, которые реализуются совместно с Агентством по страхованию вкладов, берущем на себя обязательства конкурсного управляющего в ситуации несостоятельности кредитных компаний.

Все вышеперечисленные мероприятия должны быть осуществлены до момента лишения лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, дестабилизация финансового положения предприятия не является нерешающейся ситуацией. Существует многочисленное количество методов улучшения платежеспособного состояния компании, в том числе на этапе после начала судебного процесса. Существенную помощь в подобном положении могут предложить юристы и финансовые консультанты.

Моделирование

Метод моделирования наиболее часто используется специалистами, составляющими прогноз финансового развития представителей малого, крупного и среднего бизнеса. В процессе проведения исследований используются только проверенные факты, которые подвергаются детальному анализу.

Для проведения данных изысканий используется специальное программное обеспечение, а также могут задействоваться следующие методики: статистики и математических моделей.

Метод моделирования позволяет проанализировать большой объём данных, полученных из демографической, экономической и социальной сферы.

По результатам проведённой аналитической и исследовательской работы специалистам удаётся выбрать направления дальнейшего развития компании, дать прогноз, а также предсказать поведение определённых лиц, действия которых могут стать причиной финансового краха.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление регламентируется пятой главой ФЗ «О банкротстве». Начать оздоровительный процесс финансового состояния предприятия решается собранием займодателей и утверждается в судебном порядке. Также представители задолжавшей компании могут направить ходатайство о его осуществлении.

Обязательной процедурой для начала данного процесса является формирование запланированных действий и графика уплаты долгов. Эта документация утверждается на собрании займодателей. Финансовое оздоровление задолжавшего предприятия может длиться не более двух лет.

Важная особенность процедуры — это ограничение действий управленцев задолжавшей компании. В судебном порядке определяется арбитражный управляющий, кандидаты на это место рассматриваются на собрании займодателей.

Если управленцами задолдавшей фирмы не исполняются запланированные действия финансового оздоровления, то на основании решения собрания займодателей или арбитражного управляющего в судебном порядке они могут быть лишены права руководства.

Управленцы предприятия без согласия собрания займодателей не имеют права:

  • осуществлять сделки, в заключении которых они имеют интерес, или сделки, которые предполагают приобретение больше пяти процентов стоимости активов предприятия-должника либо предполагают предоставление гарантий, кредитов, передачу собственности задолжавшего в доверительное управление;
  • осуществлять процедуры, которые влекут за собой дополнительные обязательства, если задолженности, образовавшиеся после реализации процесса финансового оздоровления компании достигли двадцати процентов от суммы, отраженной в перечне требований к задолжавшему.

Помимо всего, без утверждения займодателей и лиц, осуществляющих обеспечение долговых обязательств, управленцы не имеют право реализовывать реорганизацию предприятия. А также у них отсутствует право без согласования с арбитражным управляющим заключать сделки, взаимосвязанные с:

  • предоставлением задолжавшей компании финансовых средств в долг;
  • с переводом задолженности либо передачей прав требований;
  • с приобретением или отчуждением собственности (помимо сбыта продукции);
  • с задолженностью по займу свыше 5% части от доли суммы, отраженной в перечне требований к задолжавшим в момент начала процесса оздоровления.

Экстраполяция

Данный метод целесообразно задействовать в том случае, когда причина банкротства субъекта предпринимательской деятельности вызвана нестабильностью финансового рынка или неблагоприятным политическим микроклиматом в стране.

Используя метод экстраполяции, специалисты дают прогноз относительно финансовой состоятельности компании на небольшой период времени. В процессе сбора и анализирования информации создаётся статистика, показатели которой меняются под воздействием различных внешних факторов.

Смотрите в этой статье образец реестра кредиторов при ликвидации.

Какие требования нужно соблюдать при ликвидация ЗАО с долгами? Читайте по этому адресу.

Особенности проблемы банкротства предприятий в России

Проблему банкротства предприятий можно назвать очень актуальной в российской экономике из-за огромных взаимных неплатежей, долгов по заработной плате и т.п. Предпосылками данных проблем можно назвать и неверную стратегию предприятия, и слабую работу системы антикризисного менеджмента.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы предупреждения банкротства предприятий 420 руб.
  • Реферат Методы предупреждения банкротства предприятий 280 руб.
  • Контрольная работа Методы предупреждения банкротства предприятий 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Отметим сильную дифференциацию ситуации в зависимости от отрасли предприятия:

  • существенный прирост максимального числа банкротств в сфере строительства, машиностроения;
  • сокращение числа банкротств в сфере пищевого производства, лесном и сельском хозяйстве, а также электроэнергетике;
  • самые крупные по объему выручки банкроты относятся к сфере торговли.

Замечание 1

Среди основных причин увеличения числа банкротств в последние годы эксперты называют стагнацию платежеспособного спроса и замедление восстановления инвестиционной деятельности. Исходя из российской статистики, начиная с 2020 года и по сей день ликвидируется предприятий больше, чем регистрируется новых.

Факторы, влияющие на количество банкротств предприятий:

  1. Стоимость кредитования для представителей предпринимательства.
  2. Изменение доходов, которыми реально располагает население.
  3. Темпы изменения инвестиционного спроса в стране в целом.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Рост числа обанкротившихся предприятий – это негативный показатель, который вызывает у людей нежелание заниматься предпринимательством и открывать новые рабочие места.

Санация

Процедура, во время проведения которой предупреждается финансовая несостоятельность методом санации, регламентируется Федеральным законодательством России. К собственнику организации посылается призыв о том, что он дожжен принять меры по предупреждению банкротства, и по нормализации финансовой ситуации.

При этом стоит отметить, что государственные органы не могут оказать никакого давления на субъекта предпринимательской деятельности, не смотря на то, что метод санации является обязательной нормой предупреждения банкротства.

Метод санации законодательство, действующее на территории Российской Федерации, позволяет задействовать следующим лицам и представителям малого, крупного и среднего бизнеса:

  • учредители предприятий любой формы собственности;
  • унитарные организации, которые на законных основаниях владеют имуществом должника;
  • кредиторы (как частные финансовые организации, так и банковские учреждения);
  • юридические и физические лица, способные предотвратить банкротство компаний и восстановить её платежеспособность.

Главным преимуществом данного метода предупреждения банкротства является возможность применения санации на любой стадии рассмотрения данного вопроса.

Санация может быть предоставлена российским компаниям (статья 575 Гражданского кодекса, действующего на территории России и статья 3 Федерального закона) в определённом размере, который определяется исходя из требований кредиторов.

При проведении исчислений уполномоченные лица учитывают потребность предприятия в денежных средствах, которые будут потрачены на погашение задолженности перед бюджетом, поставщиками и подрядчиками, а также на оплату текущих расходов.

Санация может предоставляться субъектам предпринимательской деятельности, находящимся в стадии банкротства (проводится соответствующая юридическая процедура вплоть до того момента, пока дело о банкротстве не будет закрыто в судебном порядке) двумя способами:

  • в качестве возвратной помощи;
  • на безвозвратной основе.

1.3 Критерии необходимости проведения санации

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы.

— внедрение новых форм и методов управления;

— конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

— повышение эффективности маркетинга;

— снижение производственных затрат;

— сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

— повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

— продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

— временная остановка капитального строительства;

— конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

— расширение экспорта;

— сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса. [12]

— оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

— изменение структуры активов и пассивов организации;

— изменение организационной структуры;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника — юридического лица либо план прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее — план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Предлагаем ознакомиться: Нюансы банкротства ИП с долгами по налогам

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. [15]

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. [11]

Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др.

2 Анализ финансового состояния

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ГАЗ»

Открытое акционерное общество «ГАЗ» (далее «ОАО «ГАЗ», либо «Общество») является юридическим лицом, действующим в соответствии с Уставом, утвержденным Госкомимуществом Российской Федерации от 26.11.92 № 913-Р, зарегистрированным Постановлением главы Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, решением от 21.12.92 № 2614-Р. Уставный капитал предприятия составляет 1000000 рублей.

Основным видом деятельности ОАО «ГАЗ» является производство и сбыт грузовых и легковых автомобилей, автомобильных узлов и агрегатов, запасных частей, товаров народного потребления и др. продукции.

Таблица 1

Вид продукции ОАО «ГАЗ»

Наименование показателяЕд.200620072008
изм.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг – всегомлн.руб.508,9029 131,0034 026,90
Автомобили грузовыемлн.руб.119,8015 147,3017 968,30
% от общей выручки%40,241,338,5
Автомобили легковыемлн.руб.8 064,207 644,4010 214,30
% от общей выручки%40,339,242,4
Автобусымлн.руб.5 324,906 339,305 844,30
% от общей выручки%19,519,519,1

Общество также владеет рядом объектов социальной сферы. В соответствии с соглашением руководства ОАО «ГАЗ» с администрацией Нижнего Новгорода жилой фонд и местные автомобильные дороги в 2007 г. переведены на муниципальный баланс. Это вызвало значительное снижение социальных затрат Общества.

В 2008 г. ОАО «ГАЗ» произвело товарной продукции на общую сумму 24,4 млрд. руб. Объем продаж составил 25,7 млрд. руб. Собрано 191,5 тыс. автомобилей, продано 198,6 тыс. автомобилей, из них отгружено на экспорт 318 шт.

В 2008 г. общее количество проданных автомобилей по сравнению с уровнем 2007 г. снизилось на 10%, в том числе грузовых на 5%, легковых на 29%. Количество проданных автобусов возросло на 34%.

Производственные мощности ОАО «ГАЗ» характеризуются высокой степенью физического и морального износа. Так, удельный вес технологического оборудования старше 20 лет составляет 57,8%.

Общая сумма инвестиций в 2008 г. составила 1,2 млрд. руб. В 2010 г. предусмотрен рост инвестиций до 1,4 млрд. руб. Общество активно занимается модернизацией выпускаемых автомобилей, рестайлинговые версии которых будут представлены на рынке в ближайшем будущем.

Обществом также направлены значительные средства на научно-технические и опытно-конструкторские разработки. За отчетный период на эти цели было израсходовано 0,8 млрд. руб.

Предусмотренное Правительством РФ ужесточение условий ввоза в Россию подержанных автомобилей иностранного производства благоприятно отразится на рыночной конъюнктуре основной продукции Общества.

Общая сумма платежей за загрязнение окружающей среды составила 819 022 тыс. руб. При этом штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства Обществу в 2008 г. не предъявлялись.

В 2008 г. среднесписочная численность работников Общества составила 85,9 тысяч человек, что на 19,9% меньше, чем в прошлом году, из них промышленно-производственный персонал составил 79,8 тысяч человек.

В отчетном году на оплату труда ОАО «ГАЗ» было направлено 3,4 млрд. руб. При этом среднемесячная заработная плата возросла на 62% и составила 13 324 руб.

Общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров — избираемый общим годовым собранием акционеров исполнительный орган, в компетенцию которого входят определение приоритетных направлений деятельности Общества.

2.2 Общая оценка имущественного и финансового состояния ОАО «ГАЗ»

Для проведения анализа ОАО «ГАЗ» следует составить аналитический баланс по агрегированным статьям. (Приложение 1)

На основе сравнительного аналитического баланса можно определить следующие важные критерии финансового состояния предприятия.

Во-первых, общая стоимость имущества предприятия, которая равняется валюте баланса на начало и конец анализируемого периода. На начало отчетного периода данный показатель составлял 24417677.0 тыс.руб., на конец периода — 42426625.0 тыс.руб., изменение — 18008948.0 тыс.руб., или 73.754 % к их величине на начало периода.

Во-вторых, стоимость иммобилизованного имущества предприятия, равная итогу раздела — внеоборотные активы. На начало отчетного периода данный показатель составлял 21443625.0 тыс.руб., на конец периода — 34229149.0 тыс.руб., изменение — 12785524.0 тыс.руб. или 59.624 % к их величине на начало периода.

В-третьих, стоимость мобильных (оборотных) активов. На начало отчетного периода данный показатель составлял 2974052.0 тыс.руб., на конец периода — 8197476.0 тыс.руб., изменение — 5223424.0 тыс.руб. или 175.633 % к их величине на начало периода.

В-четвертых, стоимость материально-производственных запасов. На начало отчетного периода данный показатель составлял 1112705.0 тыс.руб., на конец периода — 1466805.0 тыс.руб., изменение — 354100.0 тыс.руб. или 31.823 % к их величине на начало периода.

Предлагаем ознакомиться: Жизнь после процедуры банкротства: что можно, а что нельзя

Методы предупреждения банкротства в организациях, имеющих стратегическое значение

Федеральное российское законодательство (статья 191 ФЗ) регламентирует порядок предупреждения финансового краха на предприятиях и организациях стратегического назначения.

Правительство Российской Федерации берёт на себя ответственность по предупреждению банкротства таких субъектов предпринимательской деятельности.

Ними проводится определённый комплекс мероприятий (в первую очередь проводится детальный анализ финансового состояния организации, выполняется аудит её активов и определяется платежеспособность):

  • принимается решение относительно реорганизации предприятия;
  • проводится санация (в досудебном порядке) или задействуются другие финансовые методы;
  • погашает возникшую задолженность по выполненным государственным заказам (как промышленного, так и оборонного характера);
  • проводит реорганизацию налоговых обязательств организации, которые возникли в процессе её хозяйственной деятельности перед контролирующими органами, внебюджетными фондами и федеральным бюджетом;
  • выступает в качестве посредника между кредиторами предприятия, а при необходимости даёт государственные гарантии по поводу оплаты задолженности и т. д.

Узнайте, считается ли ликвидация через оффшор самым законным альтернативным способом, или имеет свои минусы? Какие существуют обязанности срока хранения документов после ликвидации ООО, читайте тут.

Как проходит процедура ликвидации путем присоединения? Подробности в этой статье.

Меры по предупреждению банкротства

Процедура банкротства не означает, что предприятие обязательно будет ликвидировано.

Законом предусмотрены меры, направленные на предупреждение банкротства или иными словами, восстановительные процедуры.

Их своевременное применение может изменить финансовое положение должника.

Кредитных организаций

Процедура несостоятельности кредитных организаций заканчивается отзывом лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

Чтобы не доводить до такого момента, могут быть приняты следующие меры:

  • назначение временной администрации;
  • финансовое оздоровление;
  • реорганизация.

Указанные меры могут применяться со стороны кредитной организации (кроме назначенной временной администрации) или ЦБ РФ.

ЦБ РФ вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана по реализации финансового оздоровления.

Такой план может включать в содержание:

  • меры по сокращению расходов;
  • меры для получения дополнительных расходов;
  • оценку общего финансового состояния кредитного учреждения;
  • меры, направленные на изменение организационной структуры и пр.

Меры, направленные на предупреждение банкротства банка, регулируются параграфом 4.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Предприятия

Закон о банкротстве устанавливает, что в отношении предприятий должны применяться своевременные меры по предупреждению наступления их несостоятельности.

К таким мерам относятся:

  • оказание финансовой помощи;
  • смена состава и структуры органов управления;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • привлечение инвестиций;
  • содействие в достижении соглашений между должником и его кредиторами;
  • предоставление кредитов, ссуд и иных видов финансовой поддержки;
  • применение процедуры реорганизации предприятий.

Меры по предотвращению банкротства предприятия направлены на создание эффективного управления его финансами и производством, разработку стратегических целей и способов их реализации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: