У профессионального коллектора есть четко поставленная задача – мотивировать клиента на выплату или реструктуризацию (оформление нового графика платежей) долга. И добиваться этого он должен исключительно законным путем – беседами, звонками в рабочее время, личными встречами с объяснением законов.
Общение по поводу долга может происходить непосредственно с заемщиком и только по номерам телефона указанным в договоре или принадлежащим ему, если в договоре был указан адрес личной электронной почты, то и он может быть использован.
Недобросовестные заемщики указывают заведомо неверные данные или избавляются от номеров и даже меняют место жительства. В этом случае задача найти должника и донести до него информацию о необходимости выплаты имеющегося долга становится трудноразрешимой и коллекторам приходится балансировать на грани дозволенного.
Одним из таких спорных моментов является общение в интернете.
«К каждому индивидуальный подход»
Несколько лет назад среди коллекторов популярными были обзвоны должников и налеты на их жилище с выносом ценного имущества в счет погашения долга. Точнее, речь шла о выкупе: нашел деньги, оплатил кредит — и забирай свое нажитое обратно.
Сегодня же имущество коллекторы не отбирают, но по-прежнему звонят с угрозами как должнику, так и его родственникам, соседям, знакомым, неизвестно каким образом находя их номера. Могут оставить послание краской у дверей по месту проживания или же обклеить столбы в районе листовками с изображением должника и надписью типа «Тут проживает мошенник(ца)». А то и разместить в интернете какой-то порноколлаж.
«У меня тело кредита — 4500 грн, кредитная компания хочет 13 тыс. грн. Я не плачу и уже полгода как отбиваюсь от СМС и угроз по телефону. Звонить начали на третий день просрочки кредита. Через неделю под пресс попали родственники, кумовья и соседи — их телефоны поставили на автодозвон, и через каждые полчаса они выслушивают о том, что я должна такую-то сумму, повлияйте. Мне уже угрожали не просто расправой, а обещали изнасиловать моих дочерей. Вот такие методы применяют к должникам», — рассказывает «Вестям» Людмила Заяц.
Алина еще год назад недалеко от дома заметила на столбах свое изображение с подписью: «Мошенница». Несколько дней ушло у девушки на то, чтобы оборвать их, но появлялись новые. В квартиру к Наталье коллекторы зашли средь бела дня и, быстро пробежав по комнатам, вытащили все ценное — от микроволновки до ноутбука. И все это из-за долга пятилетней давности в 5 тыс. грн, который превратился в 25 тыс. грн. Угрожали, что если не вернет, заберут квартиру, даже несмотря на то, что она принадлежит родственникам.
Таких историй масса. Чтобы выбить деньги с клиента, коллекторские компании идут на что угодно — для них все средства хороши. «Я работал в коллекторской компании, сидел на телефоне, на обзвоне. У нас была инструкция, что и кому говорить в зависимости от суммы долга. Нас специально инструктировали, как надавить на должника. К каждому был индивидуальный подход и расписанные фразы. Мы работали посменно, первая смена начинала работу с четырех утра, а вторая заканчивала в два часа ночи. Что сказать, приходилось угрожать клиентам, которые долго не отдавали долг, — это называлось психологическое давление. На кого-то действовало, и люди из кожи вон лезли, но деньги находили, а на кого-то нет. За это время в свой адрес наслушался столько всего, что не передать. Меня хватило на восемь месяц, а потом сбежал», — рассказывает «Вестям» экс-коллектор Андрей Закревский.
Кто такие коллекторы? ↑
Дословно коллектор обозначает «собиратель». Коллекторские агентства – организации, специализирующиеся на взыскании долгов с физических и юридических лиц.
Их цель – любыми методами (в основном психологическим давлением) заставить, простимулировать должника вернуть долг.
К огромному сожалению, на сегодняшний день, специального Закона, регулирующего деятельность коллекторов нет. Их деятельность регламентирована уголовным законодательством (вымогание, нанесение побоев, запугивание, самоуправство) и Гражданским кодексом.
Обычно к помощи специализированных агентств прибегают компании, у которых огромное количество таких должников и которые самостоятельно не могут справиться с такой категорией клиентов.
Это банки, МФО, страховые компании, коммунальные организации и др.
Хотите получить микрозайм без отказа с плохой кредитной историей? Мы рекомендуем вам прочесть статью, посвященную данному вопросу, по следующей ссылке. А узнать, как взять микрозайм онлайн на банковский счет без отказа, можно по ссылке.
Этический кодекс
Сегодня отбиться от звонков с угрозами и распространения ложной информации со стороны коллекторов, которые действуют заодно с разными кредитными союзами и банками, непросто. Это не подпадает под уголовную ответственность, и полиция не поможет. Даже за сбор и разглашение конфиденциальной информации (база номеров телефонов родственников, знакомых и соседей явно куплена) ничего не светит. В полиции лишь советуют обращаться с жалобами в Нацкомиссию по ценным бумагам и Нацбанк.
В Нацбанке отреагировали — провели встречу с коллекторскими компаниями и определили главные проблемы. В первую очередь, это отсутствие правил игры на этом рынке. В итоге появится реестр коллекторских компаний, а исключение из реестра будет означать запрет банкам и финансовым компаниям заключать с ними договоры. Исключение на год и является наказанием для коллектора, на которого поступает ряд жалоб на нарушение законодательства. А сегодня, как отметили в НБУ, действия коллекторов нарушают такие нормы:
- ст. 3, 21, 22, 32 Конституции Украины: «Угрозы физической расправой должнику и членам его семьи в случае неуплаты просроченной задолженности. Круглосуточный автодозвон с коротким интервалом на телефонные номера должника, членов его семьи, коллег. Использование нецензурной лексики в сообщениях и телефонных звонках должнику и его близким».
- Ст. 3, 291, 301, 302, 308 Гражданского кодекса Украины: «Распространение фотоколлажей, которые унижают честь и достоинство должника. Угрозы проведения описи личного имущества должника с целью его реализации в случае неуплаты долга».
- Ст. 6, 12, 14 Закона Украины «О защите персональных данных»: «Обработка персональных данных третьих лиц, не имеющих отношение к кредиту, и которые не предоставляли согласие на обработку персональных данных. Распространение персональных данных должника».
- Ст. 182 Уголовного кодекса Украины: «Сбор, использование, распространение конфиденциальной информации о должнике в мессенджерах, социальных сетях».
Кроме того, Нацбанк собирается установить так называемый этический кодекс для коллектора — свод правил, что можно, а что нельзя делать, выбивая долги.
Что и как можно писать коллекторам в социальных сетях?
Допустимо
Личное общение в приватной переписке, направленное на информирование об имеющемся долге и прояснение причины неуплаты. Разговор должен происходить спокойно, без оскорблений и угроз. Информация о возможной уголовной ответственности или изъятии имущества, принадлежащего должнику является законной и должна обязательно прозвучать.
Если личное общение не может состояться, то допустимо представившись, обратиться к друзьям или близким в «Одноклассниках» для получения номера телефона или адреса. Нельзя рассказывать о сумме долга, размере штрафа, времени и сроке займа, тем более о целях и совершенных покупках.
На грани допустимого стоит попытка завязать диалог в открытых обсуждениях в «Фейсбуке», подписи под статусами.
В ней утверждается, что за оскорбления, выраженные в унижении достоинства, граждан штрафуют на суммы от 1 до 3 тысяч рублей, лиц при исполнении должностных обязанностей – от 10 до 30 тысяч рублей.
Примечательно, что если такое оскорбление нанесено в средствах массовой информации или в публичном выступлении, то суммы штрафов возрастают кратно. Так, провинившиеся граждане могут заплатить в таких обстоятельствах от 3-х до 5-и тысяч рублей, а лица при исполнении – от 30-ти до 50-ти тысяч рублей. Если же в таком нарушении будет замечена организация, то штраф может стать разорительным – от 100 до 500 тысяч рублей.
- Уголовная ответственность
Эта сфера регулируется Статьей 119 УК РФ. В ней предусмотрены наказания за угрозы нанести тяжкий вред здоровью (большей кары пообещать у коллекторов язык не поворачивается). Если такие угрозы поступили, неважно в какой форме – по телефону или через соцсети, то грозившему могут присудить как минимум обязательные работы до 480 часов, как максимум – лишение свободы до 2-х лет сроком.
- Как действовать
Чтобы наказать коллекторов, оскорблявших вас или угрожавших вам, следует собрать доказательную базу. Для этого перенесите на бумажный носитель все сообщения из соцсетей, одновременно сохранив всю «переписку» в облачном хранилище, чтобы осталось подтверждение факта нарушения.
Предлагаем ознакомиться: Правила наследования недвижимого имущества
Внимательно проанализируйте весь тест, выискивая прямые и скрытые оскорбления и угрозы. Если коллекторы не стеснялись в выражениях, то можно сразу писать заявление в правоохранительные органы с просьбой, во-первых, найти, кто угрожает (в полиции есть спецотдел), во-вторых, привлечь его к ответственности. Полицейские сами определят нарушение это или преступление, а затем примут меры.
Если они не станут предпринимать никаких действий, то следует подняться до прокуратуры и написать жалобу в ее адрес.
Может так случиться, что оскорбления завуалированы. Тогда следует привлечь лингвистов, чтобы они проанализировали текст сообщения и дали заключение о наличии грубого нарушения этики. В дальнейшем это заключение можно использовать в суде.
Последним этапом станет судебное заседание. Но до того момента вы должны быть уверены, что найден тот, кто вам угрожал, и эти угрозы и оскорбления квалифицированы как нарушение или преступление.
Еще статьи по теме
- Заявление в пенсионный фонд
- Ответственность за упавшее дерево
- Как заставить администрацию сделать дорогу
- ОКВЭД для грузоперевозок
- Отпуск в армии
- Комиссия за ведение счета
Бизнес, приносящий миллионы
Как верно отметила нардеп Юлия Тимошенко, коллекторы нынче мало чем отличаются от рэкетиров, и действуют они также. Коллекторская фирма за 10% суммы задолженности забирает проблемного клиента, и банк закрывает кредит.
«Потом у этого должника, его друзей, детей, родителей забирают все, и коллекторская фирма в тени делит с банком то, что она взяла», — рассказывала Тимошенко.
Как добавляет адвокат Ростислав Кравец, покупка долгов ликвидированных банков и последующее их выбивание с десятками тысяч процентов — это бизнес, который поставлен на поток и которым занимаются уважаемые люди. И сегодня он выгоден больше, чем торговля наркотиками или оружием. Поэтому коллекторские компании делают что хотят, и законы им в этом помогают.
«Сегодня существует уголовная ответственность за принуждение к исполнению гражданско-правовых отношений, а также вымогательство денег с родственников, знакомых и других людей, которые якобы указаны как поручители, но не подписывали эти договоры. А все реестры и этические правила от Нацбанка будут нести только рекомендательный характер. Чтобы исправить ситуацию, нужно, чтобы полиция начала работать, фиксировать все случаи психологического давления и вымогательства. Кроме того, следует о и вернуть предыдущую редакцию Закона «О защите прав потребителей», который запрещал всякие звонки и прочее давление на должника, но по настоянию НБУ под руководством Гонтаревой был принят. И тогда никаких дополнительных мер НБУ принимать не надо будет», — рассказывает «Вестям» Ростислав Кравец.
Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.
«Я отказался с вами взаимодействовать»
В соответствии с частью 1 статьи 8 федерального закона № 230-ФЗ от 03.07.2016 года (ссылка), должник вправе отказаться от взаимодействия с представителем банка и потребовать назначить вместо него другого указанного им представителя.
Для этого необходимо направить заявление (заказным письмом с уведомлением, наручно под роспись, или же через нотариуса). Право на подачу такого заявления возникает у должника спустя 120 дней с момента возникновения задолженности. После того как представитель банка получит заявление, он должен незамедлительно прекратить контакты с должником. В противном случае его ждут серьезные проблемы с законом.
Поэтому можно сообщить коллектору: «Я направил на ваш адрес заявление об отказе от взаимодействия с вашим агентством (или банком). Увидимся в суде».
Даже если такого заявления вы на самом деле не отправляли, на выяснение этого уйдет достаточно много времени, в течение которого коллекторы будут опасаться выходить с вами на связь. Но в ряде случаев, когда по тем или иным причинам взыскать долг невозможно, подача заявления может избавить должника от коллекторов навсегда.
Что делать, если коллекторы пришли домой?
Если СМС-сообщения, звонки и письма не приносят коллекторам желаемого результата, они могут перейти к более активным действиям — личным визитам. Что делать, если к вам домой пришли коллекторы?
Во-первых, нет никакого закона, обязывающего вас открывать им дверь. Если вы не хотите с ними разговаривать — не нужно. Во-вторых, даже если вы открыли дверь, не нужно впускать коллекторов в свое жилье, они не имеют никакого права входить туда без вашего разрешения.
Разговор с коллектором необходимо снимать на видео, что будет мотивировать его держаться в рамках закона. Со своей стороны не проявляйте агрессию, общайтесь максимально спокойно, аргументируйте отсутствие возможности погасить долг.
Часто коллекторы приходят домой, чтобы якобы описывать имущество. Нужно понимать, что они не имеют право этого делать. Описывать имущество могут только судебные приставы, только при наличии решения суда о взыскании долга, и если вы отказываетесь его возвращать.
Если коллекторы будут проявлять агрессию или ломиться в квартиру без вашего желания — вызывайте наряд полиции. Сообщите, что к вам в квартиру ломятся неизвестные. Когда полиция приедет, даже если коллекторы к тому времени уже уйдут — обязательно напишите заявление с описанием ситуации.
Согласно вышеупомянутому антиколлекторскому закону, личные визиты коллекторов в России разрешены не более 1 раза в неделю.
Подробнее о том, как себя вести при личном визите коллекторов — в отдельной статье: Коллекторы пришли домой, что делать?