Имеются ли различия между арбитражным и конкурсным управляющим


Главная / Банкротство / Банкротство юридических лиц

Назад

Опубликовано: 30.08.2019

Время на чтение: 6 мин

0

175

Любая процедура признания финансово несостоятельными юридических и физических лиц проходит в строгом соответствии с действующими нормами Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В рамках указанного закона происходит регулирование всех процессов, которые имеют место быть в рамках данной процедуры.

  • Правовая основа
  • Цели создания реестра
  • Порядок получения сведений из реестра

Банкротство физического лица

Не секрет, что многие из нас берут в банках кредиты для различных целей. Нередко возникают такие жизненные обстоятельства, при которых дальнейшее погашение задолженности становится невозможным. Долгое время эта проблема была неразрешимой – банки подавали в суд на должников, для взыскания денежных средств привлекались приставы. В прошлом году ситуация в корне изменилась: экономические споры закрепили за арбитражными судами, был принят закон о несостоятельности или банкротстве физ. лиц.

финансовый управляющий

Как стать банкротом физическому лицу?

Хотя в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сказало про долг в размере полумиллиона и три месяца просрочки, сам гражданин может подать на банкротство при любой сумме задолженности, если он не может погашать долги в срок, а также, если имеет место хотя бы одно из следующих условий финансовых проблем:

Процедура банкротства физического лица в 2020

Процедура банкротства

В законе определены три этапа данной процедуры. К ним относятся:

  • Реструктуризация долга.
  • Реализация движимого и недвижимого имущества физического лица.
  • Мировое соглашение с кредиторами.

Подать заявление в арбитражный суд с заявлением о признании банкротства может сам гражданин, кредитная организация либо налоговая служба. Сумма задолженности должна быть свыше полумиллиона рублей. С момента образования этого долга должно пройти 90 дней. К заявлению необходимо приложить опись имущества, копии документов о совершении сделок свыше 300 000 рублей, справки об уплате налогов, доходах.

Реструктуризация долга как процедура вводится после признания заявления физического лица обоснованным. Реализация имущества может быть проведена, если реструктуризация задолженности не дала результатов. В этом случае гражданина признают банкротом. Мировое соглашение может быть подписано на любых этапах процедуры.

финансовый управляющий при банкротстве физических лиц

Завершение дела о несостоятельности

В качестве одной из мер антикризисного управления может стать завершение дела о несостоятельности (банкротстве).

Остановка производства по делу о несостоятельности необходимо, в основном, владельцам бизнеса, который, независимо от их желания вошел в процесс банкротства (к примеру, по иску налоговой службы), или же ситуация в корне поменялась и теперь очень нужно вытащить компанию из процесса банкротства.

Что означает завершение дела о несостоятельности (банкротстве)?

Завершение дела о несостоятельности – это обобщающее понятие, которое обозначает остановку судебного производства по делу о несостоятельности. Поскольку оно является именно судебным делом.

Последствием завершения дела о несостоятельности является полное восстановление для собственников прав на имущество.

Говоря иначе – руководитель возвращает себе компанию, которую в случае с осуществлением процесса банкротства, просто утратит.

Как завершить дело о несостоятельности?

Общие основания для завершения дела о несостоятельности (банкротстве) были конкретизированы в статье 57 закона о банкротстве. К ним относятся такие:

  • Восстановление платежеспособности задолжника в процессе финансовой реабилитации;
  • Восстановление платежеспособности задолжника в процессе внешнего контролирования;
  • Подписание мирного договора;
  • Признание требований заявителя необоснованными в процессе наблюдения при отсутствии прочих кредиторов;
  • Отказ абсолютно от всех кредиторов, которые участвовали в деле о несостоятельности, от заявленных требований или требований о признании задолжника неплатежеспособным;
  • Выполнение требований кредиторов, занесенных в реестр требований в процессе любой процедуры банкротства;
  • Неимение финансов, достаточных для возмещения расходов на судебные тяжбы и осуществление процесса банкротства.

Самыми часто применяемыми основаниями являются заключение мирного договора (оно позволяет распределить выплаты по задолженности в течение длительного периода), а также погашение долговых требований.

Помимо этого часто применяются непрямые варианты завершения дела о несостоятельности. К примеру, по итогам выкупа требований по налоговым выплатам.

В любом случае, проработка стратегии завершения дела о несостоятельности выполняется на базе фактических обстоятельств, при учете имеющихся шансов и активов.

Завершение процесса банкротства – это услуга, которая предоставляется соответствующими антикризисными компании. Суть услуги заключена в:

  • Консультации касательно выбора наиболее подходящей стратегии завершения судебного производства по делу о несостоятельности;
  • Содействии в создании условий для завершения дела о банкротстве;
  • Юридическом сопровождении завершения судебного производства по делу о несостоятельности на всех его этапах.

Составление проекта мирового договора в деле о несостоятельности (банкротстве)

Как уже упоминалось ранее, в качестве одной из самых популярных мер антикризисного контроля выступает составление и заключение мирного договора.

Мирный договор в деле о неплатежеспособности – это процесс банкротства, по итогам введения которого завершается дело о банкротстве.

Сама суть услуги заключена в подготовке проекта мирного договора, при учете всех деталей дела о неплатежеспособности, законодательства о несостоятельности и арбитражной практики.

Многие антикризисные юридические компании имеют огромный опыт в составлении мирных договоров по делу о несостоятельности и готовы помочь своим клиентам ощутить все преимущества данного восстановительного процесса банкротства.

Самое главное — это то, что профессионально составленный мирный договор способен обеспечить утверждение мирного договора на судебном заседании. И, благодаря этому, вывести компанию из банкротства.

Статус

Итак, финансовый управляющий при банкротстве физических лиц всесторонне сопровождает все этапы данной процедуры, то есть:

  • Оценивает финансовые возможности должника.
  • Взаимодействует с кредиторами.
  • Контролирует надлежащее удовлетворение текущих требований кредиторов.

По сути, его роль заключается в посредничестве между субъектами, участвующими в процедуре признания банкротства, и представлении их позиций в суде. Более того, финансовый управляющий контролирует процесс распоряжения имуществом гражданина и дает согласие на совершение различных сделок с ним в целях соблюдения интересов кредитных организаций и должника. Правом выдвижения кандидатуры управляющего обладает как должник, так и кредиторы. Как правило, управляющий, выдвигаемый кредиторами, защищает в первую очередь их интересы. Поэтому должникам имеет смысл самостоятельно выбрать управляющего, который приложит все усилия для отстаивания их позиции.

финансовый управляющий имеет право

Статья 50.20. Конкурсный управляющий

Главная | Законодательство | Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (утратил силу) | Глава VI.2. Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом | Статья 50.20. Конкурсный управляющий

1. Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.

Конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций (далее также — конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России).

В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 50.11, а также пунктом 2 статьи 52 настоящего Федерального закона, функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство.

За осуществление полномочий конкурсного управляющего Агентству вознаграждение не выплачивается.

2. Обязательными условиями аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций являются:

1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

2) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации (далее также — конкурсная масса), непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

3) прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

3. Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляется Банком России на основании заявления арбитражного управляющего в течение 30 дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим Федеральным законом.

Заявление об аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций может быть направлено в Банк России саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.

Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется нормативными актами Банка России.

Банком России по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год. Продление срока действия аккредитации осуществляется Банком России на основании направляемых в Банк России за 30 дней до истечения срока действия аккредитации заявлений арбитражных управляющих. Банк России выдает арбитражному управляющему, аккредитованному в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, свидетельство об аккредитации.

4. Убытки, причиненные конкурсным управляющим, аккредитованным при Банке России, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей лицам, участвующим в деле о банкротстве, возмещаются за счет его имущества и страхования ответственности на случай причинения таких убытков.

Конкурсный управляющий, аккредитованный при Банке России, в течение 10 дней со дня его утверждения конкурсным управляющим по делу о банкротстве кредитной организации должен застраховать свою ответственность на случай причинения им убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от оценочной стоимости активов кредитной организации на последнюю отчетную дату, рассчитанной временной администрацией на основании методик, установленных нормативными актами Банка России, а именно:

3 процента стоимости активов, превышающей 100 миллионов рублей, при стоимости активов от 100 миллионов рублей до 300 миллионов рублей;

шесть миллионов рублей плюс 2 процента стоимости активов, превышающей 300 миллионов рублей, при стоимости активов от 300 миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

20 миллионов рублей плюс 1 процент стоимости активов, превышающей один миллиард рублей, при стоимости активов более одного миллиарда рублей.

Сообщение о надлежащем обеспечении ответственности конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, направляется им в указанный срок в арбитражный суд и Банк России.

5. В случае утверждения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, конкурсным управляющим Агентства на него не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

6. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Агентство обязано направить в арбитражный суд и Банк России сообщение о назначении представителя в деле о банкротстве в течение пяти дней со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства или вынесения судебного акта об утверждении конкурсным управляющим Агентства в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 50.11 и пунктом 2 статьи 52 настоящего Федерального закона.

В случае возникновения обстоятельств, влекущих невозможность осуществления представителем Агентства своих полномочий, в том числе вследствие его отстранения от исполнения обязанностей представителя конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 50.24 настоящего Федерального закона, Агентство обязано в течение пяти дней со дня возникновения указанных обстоятельств направить в арбитражный суд и Банк России сообщение о назначении нового представителя конкурсного управляющего.

7. Банк России вправе аннулировать аккредитацию или отказать в продлении срока аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, при наличии одного из следующих оснований:

1) отстранения конкурсного управляющего арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;

2) нарушения условий аккредитации;

3) нарушения конкурсным управляющим законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведшего к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов.

8. В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

9. Решение Банка России об отказе в аккредитации, аннулировании аккредитации или отказе в продлении срока аккредитации может быть обжаловано в арбитражный суд.

Предъявляемые требования

Согласно закону о банкротстве, существуют условия, которым должен удовлетворять финансовый управляющий. Требования заключаются в следующем:

  • Отсутствие личных мотивов и заинтересованности, а также зависимости от гражданина-банкрота или кредитных организаций.
  • Отсутствие непогашенных задолженностей по причине ненадлежащего исполнения служебных обязанностей в качестве финансового управляющего (материальный вред должен подтверждаться решением суда).
  • Отсутствие судимости.
  • Отсутствие задолженностей, которые стали причиной запуска процедуры банкротства.
  • Отсутствие статуса дисквалифицированного или лишенного права выполнять свои обязанности согласно федеральному закону.

Управляющему необходимо иметь лицензию на осуществление своей деятельности, а также высшее профессиональное образование по экономическим или юридическим специальностям. Обязательным условием деятельности управляющего является застрахованная ответственность при причинении ущерба сторонам процесса.

финансовый управляющий при банкротстве

Требования, предъявляемые финансовому управляющему

Стать сотрудником СРО непросто. Изначально необходимо получить высшее образование. Допускается даже не юридическое. Требуется обучение, которое осуществляется дополнительно. Ведется оно согласно программе подготовки ФУ. Курсы эти платные. На их оплату потребуется примерно 50 тыс. р. Заканчивается обучение сдачей экзамена спецкомиссии, включающей членов Росреестра. Этот орган отвечает за осуществление надзора за трудом ФУ, СРО.

Чтобы начать самостоятельную работу, необходимо пройти стажировку, как помощник ФУ. При отсутствии рабочего стажа на значимых должностях, наличие стажа меньше 1 г., требуется стажировка на протяжении 24 мес. При наличии стажа от 1 г. на значимой должности, стажировка будет длиться 6 мес.

У кандидата обязательным условием считается отсутствие судимости за умышленное преступление. У него должны отсутствовать дисквалификации при деятельности АУ, руководителем компании. Эти условия объясняются тем, что специалист при ведении процесса несостоятельности юрлиц считается фактически руководителем фирмы. По окончании процесса банкротства, физлица не имеют права 3 г. занимать руководящие должности.

Учитывая все вышесказанное, обанкротившийся человек не сможет стать арбитражным управляющим на протяжении 3 лет. В указанный период в СРО отсутствуют бесплатные стажировки. А на данную услугу установлена средняя рыночная цена — 15 тыс. р. Чтобы стать членом СРО, потребуется внести деньги для оплаты определенных взносов. Среди них недешевым считается взнос к компенсационному фонду. Размер оплаты составляет от 50 тыс. р., а также страховка ответственности. Подсчитав основные расходы, укажем, что стоимость подготовки ФУ доходит 150 — 200 тыс. р.

Ежегодно, ежеквартально арбитражные управляющие обязаны оплачивать членские взносы к саморегулируемой организации. Величина указанных взносов зависит от различных факторов, которые устанавливают решения организации.

Назначение финансового управляющего

Финансовый управляющий при банкротстве физ. лиц обычно выбирается из служащих арбитражного суда. В заявлении о рассмотрении дела о банкротстве гражданин должен указать саморегулирующую организацию (СРО) и конкретное лицо, которое будет выступать в качестве финансового управляющего, но решение о его назначении будет приниматься судом. Без указания саморегулирующей организации заявление не рассматривается. Того, кто будет назначен, вычислить невозможно, поскольку управляющий выбирается из всех членов организации. Важно отметить, что правом выбора СРО и конкретной кандидатуры наделяется заявитель – кредитор или должник.

права финансового управляющего

Арбитражный управляющий

Чтобы стать АУ, гражданин РФ обязан вступить в саморегулируемую организацию. Чтобы коллегиальный орган принял в свои ряды нового участника, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж профессиональной деятельности на руководящей должности не менее одного года;
  • отсутствие в биографии серьезных нарушений закона и, соответственно, судимостей;
  • получение практического опыта в роли помощника управляющего (более двух лет);
  • успешная сдача экзамена по теоретическим знаниям;
  • отсутствие запретов на занятие определенными видами деятельности (также по причине преступлений в прошлом);
  • и другие требования, установленные конкретной саморегулируемой организацией (относительно добросовестности или компетентности специалиста).

Выполнение соответствующих правил позволяет специалисту оставаться членом СРО. Если он перестает отвечать установленным требованиям сообщества, то в течение одного месяца с момента обнаружения несоответствия его исключают.

Чтобы вступить в СОАУ, кандидат на членство в сообществе должен предоставить необходимые документы. Коллегиальный орган принимает решение о его вступлении в ряды участников. Если ответ положительный, то информация включается в реестр участников СРО в течение трех дней, а в течение 10 последующих дней новому сотруднику выдается документ, подтверждающий его принадлежность сообществу.

принят на работу

Если ответ о приеме отрицательный – заявителю все равно присылается уведомление с результатами решения в течение 10 дней. Однако и такой вердикт можно обжаловать в течение полугода.

АУ имеет право заниматься любой другой деятельностью, включая коммерческую, если она не мешает выполнению обязанностей в ведении дела о банкротстве.

Главные обязанности специалиста по банкротству:

  • анализ финансовой состоятельности объекта;
  • защита собственности должника;
  • ведение реестра кредиторов;
  • распоряжение имуществом и конкурсной массой;
  • выявление неправомерности действий должника или кредиторов.

Привлеченный сотрудник обязан действовать на законных основаниях, а также в интересах предприятия-должника и кредиторов.

К понятию арбитражный управляющий можно отнести такие определения: временный, административный, внешний или конкурсный. Различие заключается в функциях, которые выполняет специалист на каждом этапе дела о банкротстве.

Оплата услуг

Финансовый управляющий при банкротстве оказывает услуги на платной основе. Гражданин, объявляющий себя банкротом, самостоятельно оплачивает эти услуги и обязан внести в судебный депозит фиксированную сумму – 10 тысяч рублей. Эта сумма является стоимостью самой процедуры. Также необходимо выплатить управляющему 2% от суммы погашенной задолженности либо от вырученных денег в ходе реализации имущества банкрота. По усмотрению собрания кредиторов размер данного вознаграждения может быть увеличен, если в этом есть необходимость. Денежное вознаграждение выдается единовременно только после завершения процедуры банкротства, а проценты – уже после окончания расчетов с контрагентами и перечисления на их счета средств. Если управляющий требует от гражданина-должника оплаты каких-либо дополнительных услуг, эти действия считаются незаконными. Банкрот может подать жалобу в суд.

Права финансового управляющего

Федеральный закон о банкротстве физических лиц наделяет финансового управляющего рядом прав, а именно:

  • Возможностью возражать по требованиям сторон процедуры банкротства.
  • Осуществлением сбора информации об объектах движимого и недвижимого имущества физического лица, в том числе направлять запросы в органы местного самоуправления и государственной власти.
  • Правом сбора собрания кредиторов, если это необходимо.
  • Правом контроля плана реструктуризации задолженности банкрота.
  • Возможностью получать данные из бюро кредитных историй и подобных источников информации, оговоренных в настоящем законе.
  • Правом на продажу имущества, отмену или сопровождение всех сделок с ним.
  • Правом на осуществление иных прав, оговоренных в Федеральном законе о банкротстве.

финансовый управляющий при банкротстве физ лиц

Запрет на выезд при банкротстве

Запрещается гражданину выезжать за пределы Российской Федерации, если сумма долга превышает десять тысяч рублей. Но, такой запрет налагается приставом в ходе исполнительного производства, но при банкротстве гражданина такое производство прекращается или временно приостанавливается. Следовательно, ограничения, установленные судебными исполнителями, тоже снимаются. Между тем, арбитражный суд может установить запрет на выезд за границу на время продажи имущества в рамках дела о банкротстве гражданина.

Однако, когда завершится процедура банкротства физического лица, такой запрет прекращается.

Обязанности финансового управляющего

Управляющий при банкротстве физического лица имеет и ряд обязанностей, таких как:

  • Сбор и организация собраний кредиторов, которые предусмотрены настоящим законом.
  • Контроль выполнения плана реструктуризации долга.
  • Анализ финансовых возможностей гражданина-банкрота.
  • Составление отчета перед кредиторами о проведенных мероприятиях как минимум раз в 3 месяца.
  • Контроль погашения задолженности перед кредиторами.
  • Выявление случаев преднамеренного банкротства и принятие соответствующих мер.
  • Рассмотрение и анализ отчетов о ходе плана реструктуризации задолженности.
  • Иные обязательства, которые предусмотрены в законе о банкротстве.

Порядок взаимодействия с банкротом

Финансовый управляющий при банкротстве физических лиц вправе получить доступ ко всем источникам информации, которые так или иначе связаны с банкротством конкретного гражданина. К такой информации относят сведения о движимом и недвижимом имуществе и месте его нахождения, а также имущественные права и обязанности должника, выписки из реестров, баз данных.

В обязанность гражданина-банкрота входит предоставление данной информации для последующего ее рассмотрения финансовым управляющим в течение 15 дней после поступившего запроса. Если эти сведения банкротом не предоставляются, финансовый управляющий имеет право истребовать их в судебном порядке.

Должник обязан предоставить сведения обо всех объектах движимого и недвижимого имущества, находящегося у него в собственности. Сокрытие этой информации от финансового управляющего и создание препятствий к ее получению влечет за собой ответственность гражданина согласно настоящему закону.

Если управляющий получил сведения, относящиеся к коммерческой, служебной, банковской или другой информации, которая охраняется законом, ему нельзя их разглашать. Если же это произошло, он несет гражданскую или административную, а в некоторых ситуациях и уголовную ответственность, и обязуется возместить убытки.

права обязанности финансового управляющего

Банкротный управляющий в РК — кто это?

Молокостова Кристина

Центр антикризисного управления «Перспектива 360»

Банкротный управляющий — это специалист, который управляет компанией в период банкротного производства, то есть с момента признания компании банкротом до ее ликвидации (аннулирования записи о ней в уполномоченном регистрирующем органе). До принятия 7 марта 2014 года Закона «О реабилитации и банкротстве» банкротного управляющего называли конкурсным управляющим. В различных источниках до сих пор можно встретить такое название.

Банкротного управляющего выбирают кредиторы

После вынесения судом решения о банкротстве юридического лица временный управляющий созывает первое собрание кредиторов. Кредиторы выбирают кандидатуру банкротного управляющего. Кандидат должен набрать больше половины голосов от всех кредиторов, имеющих право голоса.

Выбрать управляющего можно из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе в качестве администратора. Реестр действующих администраторов размещен на сайте комитета государственных доходов kgd.gov.kz. ресурс содержит информацию обо всех администраторах, получивших разрешение на основе пройденных экзаменов и тестов. Помощь в выборе подходящего специалиста могут оказать общественные объединения и ассоциации, работающие в сфере банкротства.

Банкротного управляющего назначает департамент государственных доходов

Департамент государственных доходов проверяет, является ли избранный кредиторами специалист администратором и нет ли аффилированности, то есть зависимости администратора от участников банкротства. После этого выносится приказ о назначении кандидата банкротным управляющим. Департамент государственных доходов не вправе самостоятельно избирать кандидата на роль банкротного управляющего: если выбранный кандидат не может быть назначен, кредиторы должны выбрать другого.

Полномочия банкротного управляющего шире, чем у руководства компании

Банкротный управляющий наделяется полномочиями с момента своего назначения. Руководство компании и временный управляющий должны обеспечить ему полный контроль над имуществом, передать всю документацию компании, печати, штампы. Руководство компании полностью отстраняется от управления. Банкротный управляющий заменяет не только единоличный исполнительный орган, то есть директора, но и все остальные органы: совет директоров, правление, общее собрание участников и т. п.

Банкротный управляющий проводит анализ всех совершенных операций и принятых решений компании за предыдущие 5 лет. Выявляет нарушения законности, допущенные должностными лицами должника, экономически невыгодные сделки и сомнительные решения руководства должника. Банкротный управляющий при необходимости подает иски о признании недействительными сделок, отправляет заявления о выявленных нарушениях и преступлениях в правоохранительные органы.

Случается, в процессе анализа банкротный управляющий выявляет, что банкротство компании вызвано действиями руководства, имущество или документы скрыты, подделаны или специально уничтожены, либо был пропущен срок для обязательного объявления о своем банкротстве. В таком случае банкротный управляющий обязан подать иск о привлечении руководства, бухгалтеров или учредителей к субсидиарной ответственности, либо заявление о привлечении к административной или уголовной ответственности. Это значит, что виновное лицо будет отвечать личным имуществом по долгам компании.

Роль банкротного управляющего в процедуре банкротства

Цель банкротства — максимально возможное погашение долгов и ликвидация компании (списание не погашенных долгов). Для этого банкротный управляющий формирует реестр требований кредиторов, контролирует очередность выплат, установленную Законом. Он разрабатывает и передает на утверждение кредиторам смету административных расходов — свод всех текущих затрат, которых следует придерживаться до окончания банкротства компании.

Банкротный управляющий запрашивает информацию о банкроте и его имуществе в государственных и частных организациях, справки о наличии банковских счетов и выписки по ним. Параллельно с этим банкротный управляющий взыскивает долги и имущество с дебиторов банкрота. Он обязан изменить, расторгнуть или оспорить действительность ранее заключенного договора, потребовать возврата имущества, если такое решение принято кредиторами.

Одна из главных задач банкротного управляющего — получить контроль над имуществом банкрота, провести инвентаризацию и оценку, организовать его безопасное хранение. Банкротный управляющий разрабатывает план продажи, после чего распродает имущество. Если у банкрота есть залоговое имущество — оно подлежит оценке и передается залоговому кредитору, либо продается с остальным имуществом. Если имущество утеряно или украдено, банкротный управляющий организует его розыск. Все полученные активы банкротный управляющий направляет на расчеты с кредиторами.

После совершения всех необходимых действий банкротный управляющий составляет заключительный отчет, в котором отражает все расходы компании в период банкротства, кредиторов и сумму задолженности перед каждым, а также совершенные выплаты. Заключительный отчет согласовывают кредиторы, после этого он утверждается судом. С этого момента происходит списание долгов банкрота, компания подлежит ликвидации.

Банкротный управляющий не главный в банкротстве

На первый взгляд кажется, что главный в процедуре банкротства в Казахстане — банкротный управляющий, тем не менее все значимые решения принимаются кредиторами. После назначения кандидата банкротным управляющим он должен заключить с кредиторами договор на проведение процедуры банкротства. Такой договор содержит основные права и обязанности банкротного управляющего, размер вознаграждения, ответственность и другие важные положения.

Для разрешения кредиторами вопросов банкротный управляющий созывает и проводит заседания кредиторов. Кредиторы контролируют ход банкротства и смену этапов. Без решения кредиторов нельзя списать неликвидное имущество, провести оценку, перейти к расчетам, продлить или завершить процедуру банкротства, а также совершить многие другие значимые действия.

Каждый кредитор имеет право запрашивать информацию о ходе течения банкротства у банкротного управляющего. Если кредиторы недовольны банкротным управляющим — они вправе сменить его на любого другого. Они также вправе обжаловать действия и решения банкротного управляющего.

Возможно ли отстранение финансового управляющего?

Отстранить конкретное лицо, которое выступает в роли финансового управляющего, возможно. Это может произойти по инициативе любой стороны в рамках процесса банкротства, решение об отстранении утверждается судом. В таком случае происходит замена. Инициатива может и исходить от самого управляющего или саморегулирующей организации.

Причиной отстранения может быть и ненадлежащее качество выполнения работы, когда:

  • Данное решение было принято на собрании кредиторов.
  • В судебном порядке произошло удовлетворение жалобы сторон процесса о нарушении их прав, причинении вреда или убытков от действий конкретного управляющего.
  • Саморегулирующая организация отстранила управляющего по причине совершения им административного правонарушения или преступления.

Таким образом, финансовый управляющий – важная фигура в процессе банкротства физического лица. Он имеет доступ ко всей информации, касающейся имущества должника. Поэтому сокрытие данных сведений считается незаконным. Права, обязанности финансового управляющего устанавливаются законом о банкротстве. Управляющий – независимое лицо, участвующее в банкротстве, которое предоставляет свои услуги только на платной основе.

Статья 213.9. Финансовый управляющий

Статья 213.9. Финансовый управляющий

[Закон о банкротстве] [Глава X] [§ 1.1]
. Участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

. Финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьёй 45 настоящего Федерального закона, с учётом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.

. Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьёй 20.6 настоящего Федерального закона, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.

. Выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счёт средств гражданина, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Выплата суммы процентов, установленных статьёй 20.6 настоящего Федерального закона, осуществляется за счёт денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

При наличии разногласий, возникающих между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу оплаты услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, данные разногласия разрешаются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 20.7 и пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.

. Требование о заключении финансовым управляющим дополнительного договора обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причинённых лицам, участвующим в деле о банкротстве гражданина, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на финансового управляющего обязанностей в деле о банкротстве гражданина, не применяется.

. Финансовый управляющий вправе привлекать за счёт имущества должника других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении других лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству финансового управляющего при условии, что финансовым управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг, а также при согласии гражданина.

Ходатайство финансового управляющего должно быть рассмотрено арбитражным судом в десятидневный срок с даты его поступления.

О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, в порядке, установленном процессуальным законодательством. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению ходатайства финансового управляющего.

При согласии конкурсного кредитора, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченного органа на оплату за их счёт услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим, рассмотрение указанного вопроса арбитражным судом не требуется. Финансовый управляющий не вправе давать такое согласие от своего имени.

. Финансовый управляющий вправе:

  • подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона;
  • заявлять возражения относительно требований кредиторов;
  • участвовать в ходе процедуры реструктуризации долгов в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне гражданина во всех делах в судах по спорам, касающимся имущества (в том числе о взыскании денег с гражданина или в пользу гражданина, об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина);
  • получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина;
  • созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению сохранности имущества гражданина, а также об отмене таких мер;
  • заявлять отказ от исполнения сделок гражданина в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
  • получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом;
  • привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, на договорной основе в порядке, установленном настоящей главой;
  • осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

. Финансовый управляющий обязан:

  • принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества;
  • проводить анализ финансового состояния гражданина;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов в соответствии с пунктом 5 статьи 213.8 настоящего Федерального закона;
  • созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом;
  • уведомлять кредиторов, а также кредитные организации, в которых у гражданина-должника имеются банковский счёт и (или) банковский вклад, включая счёта по банковским картам, и иных дебиторов должника о введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня, когда финансовый управляющий узнал о наличии кредитора или дебитора;
  • рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
  • осуществлять контроль за ходом выполнения плана реструктуризации долгов гражданина;
  • осуществлять контроль за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;
  • направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов;
  • исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

. Гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о размере имущества, месте его нахождения или иных сведений об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение другим лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а также незаконное воспрепятствование деятельности финансового управляющего, в том числе уклонение или отказ от предоставления финансовому управляющему сведений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, передачи финансовому управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несёт гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан возместить вред, причинённый в результате разглашения финансовым управляющим сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну.

. Отказ от исполнения договоров и иных сделок гражданина может быть заявлен финансовым управляющим по основаниям, предусмотренным статьёй 102 настоящего Федерального закона, в течение трёх месяцев с даты введения реструктуризации долгов гражданина.

. Финансовый управляющий может быть освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьёй 83 настоящего Федерального закона в отношении административного управляющего.

В случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового финансового управляющего в порядке, установленном настоящей статьёй.

Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий финансового управляющего незаконными, о взыскании с финансового управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение трёх рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с финансового управляющего убытков в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, должен быть указан размер убытков, взысканный с финансового управляющего в соответствии с судебным актом.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об освобождении или отстранении финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, признанием его действий (бездействия) незаконными, взысканием с финансового управляющего убытков и включением этих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, осуществляется за счёт средств такого арбитражного управляющего.

. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет) в порядке, установленном статьёй 28 настоящего Федерального закона, с учётом особенностей, установленных настоящим параграфом.

По результатам реализации плана реструктуризации долгов гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, соответствующее сообщение наряду со сведениями, указанными в статье 28 настоящего Федерального закона, также должно содержать следующие сведения:

  • даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации плана реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина;
  • сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

По результатам реализации имущества гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, соответствующее сообщение наряду со сведениями, указанными в статье 28 настоящего Федерального закона, также должно содержать следующие сведения:

  • даты вынесения судебных актов о введении реализации имущества гражданина и о завершении реализации имущества гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
  • размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований;
  • сведения о стоимости активов, не включенных в конкурсную массу, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки имущества и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;
  • сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации имущества гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реализации имущества гражданина;
  • сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

С даты вынесения арбитражным судом определения о завершении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина полномочия финансового управляющего прекращаются.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: