Статья 93. Порядок введения внешнего управления. 1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральны


Стадии

Внешнее управление как процедура банкротства формируется из следующих стадий:

  • утверждение арбитражного управляющего;
  • создание проекта по финансовому оздоровлению фирмы;
  • приведение данного проекта в действие после одобрения кредиторами на общем собрании;
  • исполнение всех обязательств перед контрагентами.

План для приостановления процедуры банкротства, содержит:

  • действия для возобновления состоятельности предприятия;
  • обстоятельства и период их приведения в действие;
  • смету на реализацию;
  • период, за который несостоятельность фирмы будет ликвидирована;
  • аргументы, подтверждающие реальность восстановления жизнеспособности фирмы;
  • разделение функций взыскателей общего собрания и комитета по одобрению соглашений предприятия-банкрота.

Временный управляющий обязан не только согласовать план оздоровления фирмы с финансовыми контрагентами, но и отчитываться по ходу ее реализации по запросу.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Процесс внешнего управления будет считаться успешно завершенным, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности, и она исполнит свои обязательства по финансовым договорам.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Алгоритм действий при внешнем управлении

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:

  • уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
  • направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
  • получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
  • передача новому временному руководителю пакета документов;
  • первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
  • направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
  • общее собрание персонала организации;
  • привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
  • организация инвентаризации;
  • анализ финансового положения компании;
  • возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
  • составление и рассмотрение претензий кредиторов;
  • повторное собрание кредиторов;
  • формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
  • осуществление мероприятий по плану оздоровления;
  • составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.

Когда вводится внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление, как часть процедуры банкротства могут ввести по настоянию Арбитража, просьбе самого должника или ходатайству собрания кредиторов сразу же после завершения процедуры наблюдения. Одно из условий – наличие у должника реальных шансов сохранить производство и если не расплатиться со всеми долгами, то восстановить собственную платежеспособность.

Важно! Главное условие введения – согласие кредиторов и Арбитража, цель – сохранение работающего предприятия на рынке.

Если у должника нет ресурсов для продолжения своей деятельности, и банкротство является не только способом раздачи долгов, но и одним из путей закрытия предприятия, то рассматриваемую стадию банкротства пропускают. Переходят непосредственно к конкурсному производству.

Сроки

Закон устанавливает общий период для финансового оздоровления и внешнего управления предприятия-банкрота – 2 года. Из него на внешнее управление может быть отведено не больше 1.5 лет. Продление возможно, но только по ходатайству взыскателей и целесообразности – внесения важных корректировок в план либо достижение ощутимых успехов в приостановлении процедуры банкротства. Максимально возможный срок продления – дополнительные 6 месяцев.

Это тоже важно знать:
Как происходит упрощенная процедура банкротства юридического лица: порядок процедуры

В соответствии с ч.3 ст. 92 №127-ФЗ, временные рамки для управления могут быть уменьшены по ходатайству, как взыскателей, так и конкурсного управляющего.

Важно! Отдельные сроки поставлены для предприятий градообразующего и фермерского типов, пострадавших от природных катаклизмов. В таких ситуациях возможно увеличение срока процедуры до 2,5 лет.

Порядок введения внешнего управления

Если деятельность предприятия, по мнению собрания кредиторов, еще можно восстановить, принимается решение о необходимости привлечения независимого специалиста в сфере менеджмента. Арбитражный суд рассматривает возможность введения внешнего управления и выносит соответствующее определение.

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» также предусмотрены случаи, когда судья может без решения собрания кредиторов инициировать привлечение независимого руководителя. В частности, в ч. 4 п. 2 ст. 75 указанного нормативно-правового акта сказано о том, что арбитражный суд вправе пропустить стадию финансового оздоровления и сразу перейти к внешнему управлению при наличии оснований полагать, что такая мера поможет восстановить платежеспособность предприятия. Также согласно ч. 4 п. 1 ст. 92 суд выносит определение о привлечении специалиста, если собрание кредиторов подало ходатайство о признании организации банкротом, но до даты рассмотрения дела появились обстоятельства, указывающие на возможность преодоления кризиса.

менеджер

При вынесении определения о переходе к внешнему управлению, назначается новый руководитель компании. Кроме этого, начало нового этапа в процедуре банкротства предполагает следующие последствия для юридического лица:

  • внутреннее управление вверяется другому лицу, прежнее начальство увольняется или переводится на другую должность;
  • ранее введенные меры по восстановлению финансовой независимости отменяются;
  • объявляется мораторий на осуществление денежных операций по возвращении долгов.

Вводится стадия максимум на 18 месяцев и может быть продлена еще на полгода (иногда и на более длительный срок, к примеру, если идет речь о банкротстве градообразующего предприятия – на год).

Участники, их права и обязанности

В процедуру банкротства юридического лица вовлекается:

  • фирма;
  • временный управляющий;
  • взыскатели;
  • государственные органы.

Права фирмы:

  • выдвижение предложения о продаже предприятия взыскателям;
  • назначение своего представителя;
  • подписание договоров со сторонними лицами о передаче средств для исполнения финансовых обязательств и приостановления процедуры банкротства;
  • замена собственных активов.

Внешний управляющий при банкротстве фирмы:

  • осуществляет полноценное руководство ею;
  • выполняет инвентаризацию;
  • готовит проект мероприятий по возврату жизнедеятельности;
  • формирует отчетность о проведенных делах и достигнутых результатах для взыскателей и судебных органов.

Права кредиторов, как лиц, перед которыми имеются финансовые обязательства:

  • участие в признании предприятия несостоятельным;
  • организация собраний для обсуждения политики фирмы;
  • направление ходатайства в судебные органы об открытии внешнего управления;
  • составление списка параметров, которым должен соответствовать арбитражный управляющий;
  • одобрение/отклонение проекта, составленного управляющим, внесение корректировок и дополнений.

Госорганы наделены правом на первоочередное удовлетворение финансовых обязательств. Сюда относятся налоговые органы, трудовая инспекция, ПФ, таможня и т.д.

Возможные категории должников

Процедура банкротства вводится для разных категорий неплательщиков и не для всех из них возможно введение процедуры управления.

Юридические лица

При банкротстве юридического лица внешнее управление — это как один из способов вернуть прежнюю состоятельность. Вводится судом при наличии потенциальной возможности спасения компании от ликвидации.

Это тоже важно знать:
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве: его функции, права и обязанности

Мероприятия в рамках процедуры направлены на:

  • улучшение общего финансового состояния;
  • погашение имеющихся задолженностей;
  • продолжение деятельности предприятия.

Физические лица

Для этой категории должников введение внешнего управления невозможно. Для них установлена процедура реструктуризации долгов, в результате которой:

  • реализуется имущество неплательщика;
  • закрываются оставшиеся долги.

Банк

При признании банкротства банковской организации введение управления также не предусмотрено. Возможен ряд других действий, направленных на улучшение финансовой ситуации, но они производятся в досудебном порядке.

Если же направляется ходатайство в суд, результатом может стать только инициирование конкурсного производства с последующим признанием банка банкротом.

Застройщик

Для данного типа компаний возможно введение процедуры. В данном случае управляющий выполняет ряд действий, в результате которой у застройщика должна появиться возможность:

  • завершения возведения и сдачи объекта;
  • расчета по всем долгам.

Если план не удается выполнить, вводится конкурсное производство. В результате конкурсный управляющий обязан реализовать имущество должника унитарного предприятия, включая недостроенные объекты и направить полученные средства на погашение долгов.

Разница между внешним управляющим и конкурсным

В отличие от конкурсного управленца временный руководитель стремится возродить предприятие. Все его усилия направлены на восстановление платёжеспособности должника, чтобы избежать его ликвидации.

Если на протяжении всей процедуры банкротства не удалось вывести предприятие из кризиса, к процессу привлекается конкурсный управляющий. Специалист начинает свою деятельность на последней стадии банкротства для организации торгов имущества должника, выплаты его долгов и ликвидацией обанкротившейся компании. Таким образом, конкурсный управляющий завершает процедуру банкротства.

Контроль за внешним управляющим

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

Оздоровление компании производится по плану, который управляющий должен подготовить и представить на одобрение кредиторам в течение 1-го месяца. Он должен соответствовать нормативным требованиям и содержать основные условия возвращения фирмы к прежней деятельности.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

О проводимых процедурах и их результатах составляется регулярный отчет, на основании которого и производится контроль за тем, как управляющий выполняет возложенные на него функции.

Чем внешнее управление отличается от финансового оздоровления

Это два разных этапа банкротства, имеющие общие черты:

  • единая цель – восстановление платежеспособности компании;
  • предоставление льготных условий по дальнейшему функционированию фирмы;
  • введение по решению судебных органов либо первого собрания кредиторов.

Это тоже важно знать:
Чем занимается конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц: точка в деле о несостоятельности

При этом между этими способами восстановления жизнеспособности есть 2 существенных отличия:

  1. При финансовом оздоровлении функции директора ограничиваются, но он продолжает управлять компанией (под контролем), а при внешнем управлении происходит полное отстранение действующего руководства предприятия, а в обязанности временного управляющего входит принятие резолюций, определяющих дальнейшую политику компании;
  2. Финансовое оздоровление – это закрытие долгов в рассрочку под конкретные гарантии, а при внешнем управляющем происходит абсолютное изменение стратегии деятельности фирмы.

Внешнее управление и фин. оздоровление как процедуры реабилитации

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ КОРПОРАЦИЙ

Кочергин Павел Владимирович магистрант кафедры гражданского права Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассмотрены аспекты правового регулирования применения реабилитационных процедур при несостоятельности (банкротстве) корпорации. Автор объясняет, что этапы внешнего управления и финансового оздоровления в процедуре несостоятельности – являются важным и позволяет защитить законные интересы лиц участвующих в деле о банкротстве корпорации. Эти этапы нацелены на удовлетворение требований кредиторов и возвращению платежеспособности корпорации-должника. Выявлена проблема, касающаяся сроков проведения процедуры внешнего управления, а также недостаточной востребованности процедуры финансового оздоровления в делах о банкротстве и предлагается решение по устранению данной проблемы.

Ключевые слова: Банкротство корпорации; корпорация; внешнее управление; финансовое оздоровление; временный управляющий; несостоятельность.

Внешнее управление является следующим этапом в деле о банкротстве корпорации. Представляя собой меру реабилитационного характера и как еще один механизм восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится судом на основании решения первого собрания кредиторов[1].

В процессе внешнего управления меры по восстановлению платежеспособности корпорации должника осуществляет внешний управляющий. Арбитражный суд наделяет его полномочиями распоряжения имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, а также разрешает заявлять отказы от исполнения договоров. План внешнего управления должен отвечать условиям и порядку реализации мер платёжеспособности, составлен перечень расходов на реализацию этих мер (п. 1 ст. 106 закона о банкротстве) [2].

Так, после составления план внешнего управления, он поступает на рассмотрение собранию кредиторов, которые могут, как принять, так и отклонить его. Для восстановления платежеспособности должника могут быть использованы любые меры, не противоречащие законодательству РФ. Особое внимание стоит уделить судебной практике о признании недействительным плана внешнего управления. Суды основывают свою позицию на том, что план, представленный внешним управляющим, не отвечает требованиям статьи 106 закона о банкротстве и не содержит ни реальных мер по восстановлению платежеспособности должника в конкретные сроки, ни экономически обоснованных механизмов реализации этих мер, а также нарушает права лиц, участвующих в деле о банкротстве[3].

Процедура внешнего управления является наиболее активным этапом в банкротстве корпорации по сравнению с наблюдением и финансовым оздоровлением, ввиду того, что управление предприятия переходит непосредственно к внешнему управляющему. На этом этапе приостанавливаются операции по удовлетворению требований по денежным обязательствам перед кредиторами, за исключением текущих платежей. Важно отметить, что в этот период не начисляются штрафы и пени за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей. В связи с этим на практике возникает вопрос о правильном разграничении платежей, возникших до этапа внешнего управления. В постановлении Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 года дается разъяснение о том, что денежные обязательства, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом независимо от срока их исполнения, в процедуре внешнего управления они остаются текущими[4].

Внешний управляющий, помимо распоряжения имуществом должника, подачи в арбитражный суд исков о признании сделок недействительными, обладает специфическим правом для данной процедуры в делах о банкротстве, а именно в течение трех месяцев с момента введения внешнего управления, может отказаться от сделок должника, которые не исполнены сторонами полностью или частично, а также препятствуют восстановлению платежеспособности или несут убытки по сравнению со сделками, заключенными при аналогичных условиях. Как видно из приведенных выше положений, не все нормы закона о банкротстве, посвященные внешнему управлению, отвечают критериям ясности и недвусмысленности содержащихся в них правил. В отдельных случаях встречаются очевидные пробелы. Более того, как в случае и с другими реабилитационными процедурами, возникает вопрос о целесообразности введения большого срока для внешнего управления. Данная процедура вводится на срок, не превышающий 18 месяцев, который может быть продлен еще на 6 месяцев. Такой срок явно не оправдан, если он не ведет к восстановлению платежеспособности должника. Учитывая затраты времени, сил и средств, которые необходимы для проведения процедур внешнего управления, считаем целесообразным сократить установленный срок, а также внести ряд положений, направленных на повышение эффективности данной процедуры. Финансовое оздоровление – это процедура, вводимая в целях восстановления платежеспособности корпорации-должника и погашения имеющейся у нее кредиторской задолженности. Таково основное назначение процедуры финансового оздоровления. Введение этой процедуры носит новаторский характер, так как до принятия Закона о банкротстве 2002 года ее не существовало, а это свидетельствует о стремлении законодателя к поиску более оптимальных форм осуществления процесса несостоятельности (банкротства) корпорации. Особое значение придается заинтересованным третьим лицам, как участникам в деле о банкротстве с целью предоставить необходимые финансовые ресурсы для погашения требований конкурсных кредиторов и восстановления экономического положения должника. Понятие финансовое оздоровление нужно рассматривать как этап несостоятельности (банкротства) корпорации, который вводится с целью восстановления платежеспособности корпорации и удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Финансовое оздоровление могло бы рассматриваться как решающий этап в процессе банкротства, применяемый к корпорациям-должникам, если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника восстанавливается, и требования кредиторов удовлетворяются, то арбитражный суд выносит решение о прекращении судебного производства по делу о банкротстве. Но если в ходе финансового оздоровления платежеспособность должника не удается восстановить, а, следовательно, требования кредиторов остались без удовлетворения, то корпорация признается банкротом и открывается конкурсное производство непосредственно после прекращения процедуры финансового оздоровления. Судебная практика по делам о банкротстве свидетельствует о недостаточной востребованности процедуры финансового оздоровления, в 2020 году их было 32, а 2020 году составила только 19 случаев[5].

Есть несколько причин для объяснения этой проблемы. Во-первых, сама процедура проработана в законе недостаточно. Целесообразно было бы подробно описать механизм регулирования заинтересованными третьими лицами обеспечения, а также механизм использования этого обеспечения для удовлетворения требований конкурсных кредиторов. Во-вторых, третьих лиц нужно рассматривать как инвесторов, вкладывающих свои средства в экономическую стабильность корпорации должника, и поэтому следует внести в положения о финансовом оздоровлении закона некоторые коррективы в целях гарантирования прав инвесторов и повышения эффективности этой процедуры. На должность руководителя во время процедуры финансового оздоровления назначается административный управляющий. К его обязанностям относится осуществление контроля за выполнением должником графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления [6].

Так, если должник производит выплаты с нарушением графика погашения задолженности, административный управляющий вправе обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении ими своих обязательств, а если и они не исполнят принятые ими на себя обязательства надлежащим образом, административный управляющий вправе, а точнее – обязан предпринять все необходимые действия для использования предоставленного третьими лицами обеспечения для удовлетворения требований кредиторов (ст. 83 Закона о банкротстве).

Список литературы

1. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М. – 2006. – С. 156.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 12.11.2019) // Российская газета. 2.11.2002. № 209-210.

3. Постановление от 20 мая 2020 г. по делу № А 63-17736/2017 из архива Шестнадцатого апелляционного суда.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона о несостоятельность (банкротстве)» //Хозяйство и право. – 2005. – №2. С. 3-4.

5. Статистический бюллетень ЕФРСБ по состоянию на 31 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://download.fedresurs.ru/news/ (28.11.2019)

6. Лебедев К.К. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Гатчина: Изд-во.: ГИЭФПТ.– 2020. – С. 108–124.

Варианты завершения внешнего управления

В результате проведения процедуры возможно 2 варианта развития событий:

  1. Достижение цели по восстановлению платежеспособности фирмы, полное погашение долгов и продолжение деятельности. В данном случае судебный процесс завершается заключением мирового соглашения, а управляющий обязан продолжать осуществлять руководство до назначения новых ответственных лиц.
  2. Признание несостоятельности организации и невозможности исполнения своих финансовых обязательств. В этом случае после закрытия реестра конкурсный управляющий начинает процедуру реализации имущества, а в дальнейшем компания ликвидируется.

Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего

В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

Возможные последствия

По результатам действий временного управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о несостоятельности компании – если управляющий полностью справился со своими обязанностями и остановил процедуру банкротства;
  • подписание мирового соглашения – если удалось рассчитаться со всеми долгами;
  • увеличение сроков управления – если суд посчитает, что наступили существенные улучшения и шансы на восстановление жизнеспособности фирмы увеличились;
  • отклонение подготовленного плана и назначение нового управляющего – если суд придет ко мнению, что отсутствие результата вина управляющего и при назначении нового руководства компанию все еще можно спасти;
  • открытие конкурсного производства – если данный этап не дал результатов.

Решение зависит от результатов, которых удалось достичь к определенному моменту.

Что такое внешнее управление?

В п. 1. статьи 93 ФЗ РФ №127-ФЗ отмечается, что внешнее управление вводит Арбитражный судья. Это одна из необязательных, но часто применяемых процедур банкротства, во многом идентичная понятиям «оздоровление» и «санация».

В рамках внешнего управления:

  • производится перестановка управляющих кадров внутри, подавшей иск, о банкротстве организации, директор или отвечающее за управленческую деятельность лицо смещается, его место занимает выбранный судом и одобренный кредиторами внешний управляющий;
  • предприятию предоставляются льготы по выплате кредитов, покупке необходимого оборудования и товаров.

Это – затяжной процесс. Разумно использующее предоставленное ему время и возможности, предприятие выходит из финансового кризиса и ему не требуется более заявлять о своем банкротстве. Есть шанс, что ко времени окончания процедуры, организация рассчитается со всеми долгами и продолжит деятельность.

Жалоба на управляющего

Управляющий является лицом, от которого зависят шансы компании на дальнейшее функционирование. Но его действия не всегда результативны, причинами чего может быть:

  • политическая ситуация;
  • стихийные бедствия;
  • инфляция и другие факторы.

Также это может обуславливаться давлением кредиторов, которые хотят быстрее перейти к этапу конкурсного производства из-за чего оказывают давление на управляющего и устанавливают препятствия для его эффективной работы.

Это тоже важно знать:
Субсидиарная ответственность без процедуры банкротства: условия, сроки и особенности

Но чаще всего отсутствие результатов объясняется низким уровнем профессионализма временного руководителя.

Если кредиторов не устраивает политика управляющего, они могут подать на него жалобу в суд. Также направить претензии могут иные лица, перед которыми у компании есть неисполненные финансовые обязательства.

Жалоба составляется в письменной форме с учетом общих норм судопроизводства и содержит:

  • реквизиты судебного органа;
  • сведения об истце и ответчике;
  • реквизиты дела о банкротстве;
  • суть обращения – основания для претензии;
  • требования к суду – замена управляющего либо открытие конкурсного производства;
  • перечень приложений;
  • дату и подпись истца.

На рассмотрение обращения суду отводится месяц.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: