ломбард часов дорогих

Банкротство предприятий, их диагностика и санация 

Когда у компании накапливаются долги по обязательствам, и она больше не может осуществлять предпринимательскую деятельность, существует два выхода – объявить себя банкротом и уйти с рынка либо восстановить платежеспособность.

Банкротство – не самая приятная процедура санации для предприятия, находящегося в тяжелом финансовом положении. Объявление должника неплатежеспособным предполагает судебные разбирательства и впоследствии ликвидацию юрлица.

Однако банкротство не всегда целесообразно, ведь у компании могут быть временные трудности или же стоимость ее активов может превышать сумму задолженности. Неблагоприятных последствий можно избежать, если вовремя принять меры, которые помогут рассчитаться с долгами и вернуть фирме способность получать прибыль. Одна из таких мер – санация.

В чем суть восстановления платежеспособности

Санация – комплекс действий, которые направлены на избежание ликвидации предприятия, полный или частичный расчет с кредиторами, возвращение платежеспособности.

В украинском государстве эта процедура урегулирована Хозяйственным кодексом, Законом о возобновлении платежеспособности должника, Положением о санации 2013 года. В октябре 2020 года Верховная Рада приняла Кодекс о банкротстве, который вступит в действие через полгода после опубликования, а упомянутый выше закон утратит действие.

Восстановление платежеспособности возможно через:

  • распоряжение имуществом должника;
  • реструктуризацию предприятия;
  • привлечение инвесторов.

По мнению юристов, санация бессмысленна, если продукция компании не пользуется спросом, а также при низкой эффективности менеджмента. В подобных случаях единственный выход – банкротство.

Банкротства государственной важности

В Совете Федерации готовят законопроект о новой структуре для санации предприятий

Новая специализированная госкомпания, идея которой прорабатывается в Совете Федерации, должна предупреждать банкротство предприятий. Бизнес сомневается в ее необходимости: все нужные инструменты поддержки в России уже есть

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

В Совете Федерации разрабатывается законопроект о создании государственного Центра санации бизнеса. Автор инициативы — сенатор Максим Кавджарадзе, сообщили РБК в комитете верхней палаты по регламенту. Проект пояснительной записки к законопроекту есть у РБК.

«Речь идет о создании фонда, чтобы защитить работников предприятий, в том числе застройщиков, которые обанкротились, — пояснили РБК в комитете по регламенту. — Мы хотим услышать мнение Счетной палаты, уполномоченного по правам человека, профильных министерств и ведомств». Инициатива будет обсуждаться во вторник, 16 апреля, на заседании этого комитета. Если комитет и эксперты ее одобрят, она ляжет в основу законопроекта, уточнил собеседник РБК в аппарате палаты.

Член комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко заявил РБК, что пока проект находится только на стадии идеи, однако в дальнейшем может стать законопроектом. «Идея интересная с позиций того, что мы видим в регионах, особенно в том, что касается застройщиков, — подчеркнул он. — У них такая проблема есть, и она будет только нарастать». При этом ключевым будет мнение правительства, убежден сенатор.

Зачем нужна госкомпания-санатор

Необходимость создания Центра санации бизнеса связана с тем, что в России растет число банкротств среди юридических лиц, говорится в проекте пояснительной записки. В 2014 году в Центральном федеральном округе было 3649 банкротств, по итогам 2020 года — 11 469. В 2020 году несостоятельными были признаны 30 субъектов естественных монополий, 12 стратегических предприятий и одна градообразующая организация, отмечается в документе.

Реабилитационные процедуры — финансовое оздоровление и внешнее управление — не распространены. В 2020 году они были применены к 396 компаниям, это 2% от общего числа введенных судами процедур (такая же доля была и в 2020 году). «Эти статистические данные свидетельствуют об огромном количестве закрывающихся и обанкротившихся предприятий, невыплаченных кредитных обязательств, потере рабочих мест и, как следствие, социальной напряженности, — поясняется в документе. — В связи с этим в целях предупреждения банкротств юридических лиц и восстановления их платежеспособности предлагается создать Центр санации бизнеса в форме акционерного общества, единственным участником которого является РФ».

С помощью новой структуры бизнес, находящийся в сложной ситуации, получит возможность информационной, аналитической и юридической помощи, реструктуризации долговых обязательств, привлечения санатора и инвестора для предупреждения банкротства и восстановления своей платежеспособности. Создание санатора позволит снизить уровень социальной напряженности, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет за счет сохранения бизнеса и увеличения его рентабельности, возможность реализации проектов в форме государственно-частного партнерства.

Предполагается, что Центр санации будет являться площадкой, на которой бизнесмены смогут взаимодействовать с банками, инвестиционными фондами, экспертными организациями и кредиторами.

У проекта большой потенциал, считает сенатор Кравченко. «Может быть помощь в реструктуризации долговых обязательств через взаимодействие с банками, взаимодействие с региональными властями», — пояснил он. По его мнению, законопроект «вполне может быть проходным, исходя из тех задач, которые этот институт может решать».

О чем не говорится в документах

Пока неясно, как предлагается пополнять фонд центра и кто будет распоряжаться его средствами. В проекте пояснительной записки не уточняются механизм финансирования Центра санации бизнеса и принципы его работы. Из документа непонятен объем финансирования, госорган, который выступит куратором работы центра, и его полномочия.

Механизм санации уже существует для банковского сектора: Центробанк санировал крупные банки, в том числе «ФК Открытие» и Бинбанк, через Фонд консолидации банковского сектора. Докапитализация банков происходила путем допэмиссии. В проекте пояснительной записки о Центре санации бизнеса о докапитализации предприятий не говорится, к тому же у правительства, в отличие от Центрального банка, нет возможности запустить печатный станок.

При этом в России работает Фонд защиты прав дольщиков, бюджет которого формируется за счет отчислений застройщиков. В частности, вместе с правительством Подмосковья он занимается санацией крупного застройщика — Urban Group, который обанкротился этим летом.

Пока создание Центра санации выглядит сомнительной идеей, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Сейчас банкротство чаще всего проводится как уничтожение актива: имущественный комплекс не сохраняется. Если эту проблему начинать решать, тогда эту идею можно будет рассмотреть всерьез. А если это условное оздоровление тех, кто все равно через цикл-другой придет к банкротству, то это бессмысленная трата средств».

«Уже есть санаторы вроде «ВТБ Капитала» и «Сбербанк Капитала». Я не уверен, что нужно создавать что-то отдельное и государственное», — добавил он. Если отраслевые министерства или региональные власти увидят риски банкротства стратегически важных предприятий, их и так можно будет поддержать через субсидирование ставок и резервные фонды бюджетов разных уровней, говорит Данилов-Данильян. Еще один действующий инструмент — различные институты развития, но сейчас они не могут остановить нарастание проблем компаний, которые развиваются хорошо, но слишком быстро, считает он.

Формирование госполитики в области банкротств юридических лиц относится к полномочиям Минэкономразвития. Представитель министерства сообщил РБК, что в ведомство «поступила общая информация о предложениях по созданию Центра санации бизнеса». «Такие предложения планируется обсудить в Совете Федерации на круглом столе, в ходе которого может быть получена более полная информация для формирования обоснованной позиции о целесообразности создания такого центра с учетом особенностей и источников финансирования его деятельности», — добавил он.

В Минфин, Минстрой и Счетную палату предложения по концепции ЦСБ не поступали, сообщили РБК представители этих ведомств.

Досудебная и судебная санация

Восстановление платежеспособности компании и начало процедуры санации возможны как в досудебном, так и в судебном порядке.

В первом случае процесс «оздоровления» начинается до начала судом дела о банкротстве. Досудебная процедура требует письменного согласия учредителей компании-должника, а также кредиторов, сумма требований которых составляет более 50% долгов. План санации согласовывается со всеми кредиторами и утверждается хозяйственным судом. Последний выносит постановление и накладывает мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Судебная санация предполагает назначение арбитражного управляющего, на которого возлагаются все функции по управлению юрлицом, имеющим задолженности.

Финансы предприятия

Тема 12. Финансовая санация и предупреждение банкротства предприятия. Банкротство предприятий

План

12.1. Суть и необходимость санации предприятий со сложным финансовым положением

12.2. Оценка внутренних и внешних факторов финансовой несостоятельности предприятия

12.3. Финансовые источники санации

12.4. Оценка возможности банкротства и основания для возбуждения дела о банкротстве

12.5. Порядок объявления предприятия банкротом и механизм распределения конкурсной массы.

12.1 Суть и необходимость санации предприятий со сложным финансовым положением

Термин «санация» происходит от латинского «sanare» и переводится как оздоровление или лечение. В Финансовом словаре санацию трактуют, как оздоровление финансового состояния предприятия через осуществление системы мер по предупреждению его банкротства или повышение конкурентоспособности. Обычно осуществляют санацию через структурную перестройку производства, в частности, через изменение номенклатуры продукции, измельчение предприятия, изменение рынков сбыта, слияние предприятия, которое — на гране банкротства с более мощными, выпуск новых акций и облигаций для мобилизации капитала, другие мероприятия.

В Украине вследствие несовершенного законодательства, отсутствия необходимого технико-методического обеспечения процессов санации, дефицита квалифицированных специалистов большое количество потенциально жизнеспособных предприятий становятся потенциальными банкротами.

Цель финансовой санации

— покрытие текущего ущерба и ликвидация причин их возникновения, восстановление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Так называемая «классическая модель санации»,

которая широко используется как основа для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой. В соответствии с классической моделью санации процесс финансового оздоровления предприятий начинается с определения и анализа причин и факторов финансового кризиса. На основе данных носителей информации (первичные бухгалтерские документы, финансовые планы и т.п.) определяются внешние и внутренние факторы кризиса, а также финансовое состояние фирмы, глубину кризиса. .

В пределах санационного аудита осуществляется углубленное изучение финансового состояния на основе расчета ряда коэффициентов. Основными из них являются показатели платежеспособности, ликвидности, прибыльности и т.п.. После получения необходимых данных относительно финансового состояния предприятия и причины финансового кризиса делается вывод о целесообразности или нецелесообразности санации данного субъекта хозяйствования.

Отдельным аналитическим блоком в классической модели санации является формирование стратегических целей и тактики.

Безусловно, у досудебной санации больше преимуществ, чем у судебной:

  • такая процедура не предполагает значительной потери репутации;
  • вмешательство суда минимальное;
  • назначение арбитражного управляющего необязательно;
  • меньшие затраты по сравнению с судебным рассмотрением дела.

В то же время санация в досудебном порядке целесообразна, если задолженность небольшая, а учредители не планируют закрывать предприятие.

Юридическая готова помочь вам с ликвидацией компании, если это необходимо, или с восстановлением платежеспособности и скорейшим возвращением к прибыльности.

Завершение санации, последствия ее проведения

Согласно статье 86 ФЗ № 127, при досрочном погашении долгов должнику необходимо подготовить отчет и представить его на рассмотрение в арбитражный суд. При отсутствии возражений и жалоб (или их отклонения судом) арбитраж обязан прекратить дело о банкротстве.

Статья 87 ФЗ № 127 позволяет также досрочно прекратить санацию по требованию управляющего. Для этого ему в течение 15 дней с момента фиксации нарушений должника по исполнению графика платежей необходимо собрать кредиторов и поставить пред ними вопрос об обращении в суд для прекращения санации. При этом должник обязан отчитаться перед кредиторами о выполнении графика погашения долгов. Кредиторы, в свою очередь, вправе в случае неубедительности доводов должника обратиться в суд с требованием о введении внешнего управления либо признании должника банкротом.

Если санация не прекращена досрочно, должник, согласно статье 88 ФЗ № 127, обязан направить отчет управляющему об исполнении им обязательств. Если отчет не представлен либо долги не погашены, управляющий ставит вопрос перед кредиторами об обращении в суд для введения внешнего управления или признания должника банкротом.

Итоги санации

По итогам оздоровления арбитраж, согласно пункту 6 статьи 88 ФЗ № 127, должен принять одно из решений:

  1. Прекратить процедуру банкротства, если должник погасил долги перед кредиторами.
  2. Ввести внешнее управление, если долги не погашены, но возможность погашения еще существует.
  3. Признать должника банкротом, если очевидно, что он уже не сможет рассчитаться по долгам.

***

Подводя итог, отметим, что проведение финансового оздоровления при банкротстве — это шанс должника на спасение своего предприятия. При этом для погашения задолженности он может дополнительно привлечь как личные средства своих участников, так и третьих лиц.

Когда и в каких видах проводится санация

Процедура санации востребована в некоторых ситуациях, среди которых в числе основных следующие:

  1. Предприятие самостоятельно изыскивает варианты получения внешней помощи для возможности выхода из кризисного положения. При этом со стороны кредиторов не инициируется банкротство компании.
  2. Организация по своей инициативе обращается в арбитражный суд. В заявлении указывается собственное банкротство и вносится предложение о применении санации.
  3. В результате поступления заявлений от кредиторов организации-должника принимается судебное решение о санации.

В зависимости от критериев получения финансовой поддержки извне и степени тяжести кризисной ситуации санация организации предусматривает:

  • Реорганизацию задолженности предприятия, не сопровождаемую изменением его юридического статуса. Способ применим для ликвидации неплатежеспособности в ситуациях кризисного состояния, оцениваемого как временное.
  • Реорганизацию компании, в ходе которой происходит изменение юридического статуса санируемого должника. Способ используется при безнадежном кризисном положении в организации.

К сведению! В качестве применяемых мер для выправления ситуации без изменения статуса организации служат выделение бюджетных средств (для государственных структур) или целевого займа от банка (после получения аудиторского заключения), льготное налогообложение, выпуск ценных бумаг (при наличии гарантии санатора) или перевод задолженности на другую компанию, изъявившую желание участвовать в санации проблемного должника.

Санация реорганизуемого предприятия может проводиться в форме:

  1. Слияния. Компания-должник вливается в устойчивую в финансовом отношении компанию, теряя при этом юридический (самостоятельный) статус. При объединении организаций одной отрасти имеет место слияние горизонтальное, при объединении компаний из смежных отраслей – вертикальное, а если предприятия не имеют отраслевых или иных пересечений, то процесс носит название конгломератного слияния.
  2. Разделения, применяемого в отношении организаций, занятых производственной деятельностью многоотраслевого характера.
  3. Поглощения. Санатор, поглощая проблемную компанию, получает в результате комплекс имущества и основную часть активов должника, который сохраняется в виде юридического лица при получении статуса дочернего предприятия.
  4. Преобразования (по решению учредителей) в акционерное общество. При выборе данной процедурной формы требуется обеспечение предусмотренного действующим законодательством минимального размера средств для создания уставного фонда.
  5. Приватизации, которая также востребована при процедуре санации государственных предприятий.
  6. Сдачи в аренду. Форма применима в отношении предприятий государственной принадлежности, передаваемых (одновременно с долгами организации) в аренду участникам трудового коллектива.

Департамент по санации и банкротству

Существует государственный орган, главной задачей которого является определение экономической несостоятельности, — Департамент по санации и банкротству.

В задачи отдела входит:

  • проведение аттестации временных управляющих;
  • выдача лицензий на деятельность антикризисных управленцев;
  • принятие, анализ и реагирование на жалобы граждан и юрлиц, которые обращаются по вопросу ненадлежащего исполнения обязанностей по признанию банкротства;
  • контроль за временными управляющими;
  • внедрение государственных программ по предупреждению от внутреннего кризиса и банкротства;
  • осуществление мер по возвращению платежеспособности компаниям в рамках действующего законодательства;
  • организация мониторинга и анализа, учет финансовых состояний предприятий государственной собственности или тех, которые являются государственными на некоторую часть.

Деятельность Департамента является обязательной инстанцией, которая напрямую влияет на рыночную экономику страны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]