Случай привлечения ликвидатора юридического лица к субсидиарной ответственности при ликвидации последнего


Порядок назначения ликвидационной комиссии

Как уже было сказано ранее, комиссия назначается органом, принявшим решение о ликвидации организации. Инициатором ликвидации может быть учредитель или участник организации, а также ее руководитель или другой орган, уполномоченный на это учредительными документами. Такое решение может принять и суд, в случае если был подан иск по одному из оснований, перечисленных в п. 3 ст. 61 ГК РФ.
В любом случае уполномоченным лицом должно быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Образец такого документа будет приведен далее в статье.

Данное решение может быть принято органом управления вместе с решением о ликвидации или оформлено после в виде приказа (распоряжения), в котором указываются:

  • сведения об организации – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
  • дата и номер акта;
  • основание вынесения приказа – «в связи с принятием решения о ликвидации организации» с указанием реквизитов соответствующего решения;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • сроки и порядок работы комиссии;
  • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
  • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

Вышеуказанные полномочия и обязанности возлагаются на комиссию с момента, указанного в приказе, или с момента вступления этого акта в силу.

Как правило, члены ликвидационной комиссии – это:

  • руководитель организации;
  • учредители или участники либо их представители;
  • представители работников организации.

Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также должны входить представители соответствующих органов власти.

приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

Приказ о ликвидации предприятия

Ликвидация предприятия – сложный процесс, который включает в себя выполнение стандартных действий: формирование баланса фирмы, подписание приказов о расформировании и увольнении работников.

Написание распорядительного акта

Образец приказа не имеет общеустановленной законодательством формы, но, всё же, включает в себя некоторые стандартные блоки:

  • шапка документа: название распорядительного акта, наименование компании (обязано совпасть с названием предприятия, которое ликвидируют), порядковый номер приказа;
  • причина прекращения работы организации;
  • время на ликвидацию организации (в основном, не превышает один месяц);
  • назначение ликвидационной комиссии с поимённым указанием каждого её члена (обеспечивают выполнение всех юридических процедур), выбор председателя (контроль процесса).

Распоряжение подписывает руководитель предприятия. Также он указывает дату написания распоряжения, именно от неё отсчитывают срок на ликвидацию предприятия.

В налоговую службу также необходимо подавать заявку о завершении деятельности фирмы.

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — .
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — .

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Образец уведомления — .

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.

Ликвидатор организации действует на основании чего устава или решения

ООО 14 марта 2012 года подало в арбитражный суд заявление о признании общества банкротом. 15 марта ООО заключает со сторонней организацией договор на перевозку. Со стороны ООО договор подписывает ликвидатор, а не генеральный директор общества. Действителен ли данный договор и каковы полномочия ликвидатора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Ликвидатор, осуществляющий полномочия по управлению делами общества в процессе ликвидации этого общества, на основании решения общего собрания участников (единственного участника) общества о его назначении на эту должность, имеет право совершать сделки от имени общества, в том числе заключать договоры при соблюдении общеустановленных требований и ограничений.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.

Согласно п. 3 ст.

Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).

>Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО?

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО? Исчерпывающий ответ на поставленный вопрос содержится в предлагаемой читателям статье.

>Ликвидатор ООО, решение о назначении — образец

Согласно ч. 3 ст.

Так, перечисление средств с использованием электронной подписи бывшего директора было признано ничтожной сделкой (постановление 1-го арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу № А/2013).

Напомним, что согласно ст. 63 ГК РФ уже не руководитель ООО, а исключительно его ликвидатор вправе от имени ООО:

  • представительствовать в качестве истца или ответчика;
  • подписывать доверенности;
  • совершать иные юридически значимые действия (п. 12 информационного письма президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13.01.2000 № 50).

ВАЖНО! Прежний руководитель обязан по первому требованию передать ликвидатору все имеющиеся у него документы, печати и штампы предприятия. Неисполнение данного требования может быть оспорено в суде.

(далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны сообщить в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (далее — регистрирующий орган) о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в регистрирующий орган в письменной форме в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации.Согласно п.

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Если ликвидация юридического лица носит принудительный характер (банкротство), ликвидатором становится арбитражный управляющий.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Образец данного уведомления можно посмотреть .

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

На основании Приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» подача заявления о начале ликвидации через иное издание считается не соответствующей закону.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Последовательность действий, необходимых для составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлена, поэтому необходимо руководствоваться правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — .
  • скачать ликвидационный баланс — .

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2020 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Только после получения указанных документов налоговый орган принимает решение о регистрации ликвидации организации и налоговая декларация должна учитывать период времени до этого дня, а не до момента принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО

2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.

После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.

Состав ликвидационной комиссии

Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.

Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность

После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.

После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.

Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии

На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.

Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.

Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):

1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;

2. Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;

3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;

4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;

5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;

6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;

7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;

8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.

Ответственность ликвидационной комиссии

При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:

  • Непосредственно организации;
  • Собственников бизнеса;
  • Руководителей организации;
  • Ликвидационной комиссии;
  • Заимодавцев, которым задолжало предприятие.

Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.

Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.

Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.

Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.

Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.

Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).

Часть 1. Одним из ключевых вопросов в процессе ликвидации организации является вопрос об ответственности участников/учредителей общества, и желательно решить его до начала процедуры ликвидации.

Следует отметить, что существенное значение в практике ликвидации организаций имеет рассмотрение вопросов ответственности учредителей по налоговым долгам ликвидируемой организации, но этот вид ответственности не единственный. Участники ликвидируемой организации несут ответственность и за ненадлежащее исполнение самой процедуры ликвидации. Остановимся на рассмотрении второго вида ответственности подробнее, и попробуем разобрать, что же ожидает участников/учредителей ликвидируемой организации в ходе ликвидации.

Процедура любого предприятия, будь то коммерческой организации или некоммерческой, начинается с принятия участниками общества решений о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора. Следующий шаг – это уведомление уполномоченного органа о начале процедуры ликвидации. В соответствии с ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.20) учредители юридического лица в течение трех рабочих дней с момента принятия решения обязаны уведомить регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. В случае нарушения срока, статьей 14.25 КоАП для участников общества предусмотрена ответственность. Так, согласно пункту 3 ст. 14.25 непредставление или несвоевременное представление сведений об организациях в налоговый орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Кроме несвоевременного представления документов в налоговый орган, действующим законодательством предусмотрена ответственность за представление недостоверной информации, например:

  • неверное указание паспортных данных учредителей/ликвидатора;
  • размещение публикации о ликвидации в ненадлежащем печатном издании; к сведению: размещать сообщение о ликвидации необходимо только в журнале Вестник государственной регистрации (письмо ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/[email protected]);
  • составление промежуточного и ликвидационного баланса, не соответствующих требованиям закона.

В случае представления в регистрирующий орган сведений заведомо ложных, но не содержащих уголовно-наказуемого деяния, эти действия могут повлечь наложение штрафа на должностное лицо в размере 5 тысяч рублей или его дисквалификацию на срок до 3-х лет (п.4 ст. 14.25 КоАП).

Таким образом, если учредитель/участник общества допустил случайно или намеренно эти ошибки, его ожидают административные санкции со стороны уполномоченного органа. Следует отметить, что данные действия не могут служить основанием для признания ликвидации недействительной.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Скачать уведомление о смене председателя комиссии — .

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Может ли ликвидатор заключать договор?

Основанием для несения такой ответственности являются неправомерные действия ликвидатора или председателя, которые повлекли за собой исключение организации из Единого Государственного Регистра (ЕГР) без применения процедуры банкротства, предусмотренной законодательством. Размер ответственности устанавливается в пределах размеров тех требований, которые предъявляются кредиторами ликвидированной организации и которые еще не были удовлетворены. При нарушении ликвидатором (председателем) законодательства о процедуре экономической несостоятельности, иски к ликвидатору или председателю могут предъявляться уполномоченными на то органами в трехлетний период со дня внесения записи об исключении юридического лица из ЕГР. Статья 235 Закона о банкротстве уточняет, что ликвидатор (председатель) несет субсидиарную ответственность по платежным обязательствам организации и по обязательствам, которые вытекают из трудовых и связанных с ними отношений, а также по иным расходам, которые установлены Законом о банкротстве.

Постановление ВХС расширяет перечень тех случаев, в которых наступает ответственность ликвидатора (председателя). Согласно этому документу, на ликвидаторе (председателе) лежит имущественная и иная ответственность за действия, которые стали причиной понесения собственником имущества (участниками или учредителями) и (или) третьими лицами ущерба. Кроме того, ликвидатор (председатель) несет ответственность за неисполнение постановлений в суда в соответствие с законодательством РБ.

Если вследствие каких-либо причин ликвидатор (председатель) не исполняет свои обязанности или исполняет их недобросовестно, хозяйственный суд освобождает такого ликвидатора (председателя) от выполнения своих обязанностей. По тем же причинам ликвидатор (председатель) имеет право самостоятельно подать в отставку. Также, согласно п. 30 Постановления ВХС, ликвидатор (ликвидационная комиссия) ответственен за достоверность ликвидационного баланса.



Законодательное регулирование этапа

Когда организация более не может продолжать свою деятельность по какой-либо причине, будь то не возможность оплаты долгов, отсутствие прибыли или принятие решения соучредителями реорганизовать или провести слияние с другой компанией, начинается процесс упразднения предприятия.

Под понятием ликвидации понимается полное прекращение юридической и экономической деятельности компании. Так что данный процесс происходит достаточно трудно.

Зачастую владельцы предприятий обращаются к специализированным учреждениям, которые берут на себя большую часть работы, вплоть до коммуникации с государственными органами. Остальные же предпочитают разбираться собственными силами, взаимодействуя с ликвидационной комиссией.

Перед тем, как деятельность предприятия будет полностью прекращена, его руководители обязаны выплатить все свои долги, а так же выплаты работникам, государственные налоги и т.д. Весь этот процесс регламентируется гражданским, налоговым и трудовым кодексами. Так же будет проведена налоговая проверка.

После принятия решения об окончании работы предприятия, учредители подают специальное обращение в ЕГРЮЛ, а далее назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия, в зависимости от количества учредителей фирмы.

После принятия решения о завершении деятельности, назначается ликвидационная комиссия. В последствии именно она будет принимать все решения, которые будут направлены на оплату всех выплат работников, закрытие долгов. Так же назначается руководитель ликвидационного комитета, который будет руководить и управлять всей деятельностью собрания.

Процедура образования комиссии

Решение о ликвидации организации может быть принято самими учредителями или извне (например, арбитражным судом), впоследствии начинается образование комиссии, участников которой выбирает аппарат, который вынес решение об упразднении компании. Обычно данный процесс оговаривается в Уставе компании.

Законодательство не устанавливает какой-то определенный состав комиссии, однако бывают прецеденты, когда законодательство предъявляет четкие требования составу.

Впрочем, членами данной комиссии могут выступать сами соучредители фирмы или же работники, состоявшие на тот момент в штате (бухгалтер, юристы и т.д.). Такой выбор делается для того, чтобы начатый процесс закрытия всех дел предприятия прошел максимально быстро и гладко, потому как люди, работавшие в организации, лучше сторонних специалистов знают все нюансы и специфику работы компании.

После подбора специалистов, которые займут места в подобной комиссии, составляется специальный приказ, который обозначит следующую информацию: данные организации, начиная с адреса и заканчивая всеми ее реквизитами, причину ликвидации компании, состав ликвидационной комиссии и срок, данный ей на выполнение всех обязательств, а так же порядок дальнейшей работы.

После заверения документа, все права компании, а также ответственность за решение ее проблем ложатся на плечи комиссии вплоть до даты окончания ее деятельности, обозначенной в приказе.

Как избирается председатель

Чаще всего роль председателя ликвидационного комитета выпадает генеральному директору компании, потому как именно в руки председателя переходит дальнейшее управление организацией, а точнее ее упразднение.

Председателем может быть назначен не только учредитель или директор организации, но и любой другой ее работник. Так же, в отдельных случаях, должность руководителя ликвидационной комиссии может занять сторонний человек, например специалист, назначенный арбитражным судом, если, допустим, идет речь о банкротстве предприятия.

Полномочия

Как уже было сказано ранее, в руки ликвидационной комиссии переходят все права по управлению компанией, то есть все управленческие функции во всех сферах деятельности организации, начиная с распоряжения финансами, инвентаризации, оформления всех необходимых документов, закрытия всех счетов, защиты прав компании при судебном разбирательстве и заканчивая коммуникацией со штатом и третьими лицами (допустим, кредиторами).

Все это делается для того, чтобы в кротчайшие сроки разобраться со всеми накопившимися долгами компании, закрыть все кредиты и выплатить обязательные компенсации штату работников, а так же провести ряд процедур, нацеленных на закрытие компании.

Полномочия председателя ликвидационной комиссии включают в себя полное курирование работы комитета, заверение всей последующей документации, ею составленной. По факту, все полномочия бывшего директора компании переходят председателю комитета.

Кто может быть ликвидатором

Для ликвидации небольших компаний назначается один ликвидатор – как правило, бывший исполнительный директор, а при прекращении деятельности крупных фирм назначается ликвидационная комиссия, куда могут входить:

  • юрист;
  • главный бухгалтер;
  • учредители;
  • исполнительный директор;
  • экономист.

При ликвидации предприятия с долей государственного или муниципального капитала в комиссию обычно входит представитель власти. Если дело о банкротстве компании начато до ее ликвидации, то функции ликвидатора выполняет конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Если ликвидация компании инициирована до открытия дела о банкротстве, то признаком несостоятельности, позволяющим сразу открыть конкурсное производство под управлением ликвидатора, является превышение размера требований кредиторов над стоимостью всех активов компании вне зависимости от длительности и размера просрочек по обязательным и кредитным платежам.

Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.

Порядок работы комитета по ликвидации

В функции ликвидационной комиссии входит множество различных обязанностей. Основные функции перечислены в следующем списке:

  1. Исключение предприятия из реестра действующих юридических лиц.
  2. Проведение переговоров со всеми кредиторами с целью обозначить сроки оплаты долгов и суммы оных.
  3. Предоставить всю информацию о ликвидационном балансе. В этот экономический показатель входят все накопления предприятия, включая материальное имущество, а так же данные обо всех финансовых задолженностях и решениях об их погашении.
  4. Реализация имущества предприятия с целью погашения долгов.
  5. Непосредственное погашение всех кредитов и задолженностей и последующее составление ликвидационного баланса, который будет отражать состояние оставшегося капитала компании.

После проведения вышеперечисленных процедур председатель вновь обращается в ИФНС, после чего ее сотрудники зарегистрируют окончательную ликвидацию организации и исключат ее наименование из ЕГРЮЛ.

Соответственно, после выполнения обозначенных функций ликвидационная комиссия распускается.

Ответственность ликвидационной комиссии

Все участники ликвидационной комитета могут в последствии привлекаться к субсидиарной или уголовной ответственности, если за ними будут замечены такие нарушения, как подделка документов, сокрытие каких-то финансовых накоплений предприятия или же манкирование своей обязанностью уведомления арбитражного суда о выявленных признаках банкротства компании.

Наказание назначается соразмерное с проступком. Возможно присуждение такого наказания как оплата новообразованных долгов, так и ограничение свободы.

Стоит так же сказать пару слов о налоговой проверке при ликвидации ООО. Налоговая служба так же является одним из участников процесса ликвидации и, как правило, ее сотрудники проверяют предоставленные организацией документы о ликвидации, утверждает ликвидационный баланс и принимает решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

К тому же, она проверяет, все ли оплачены кредиты, компенсации сотрудникам организации, хотя, прежде всего их конечно же интересует, оплачены ли все государственные налоги и пошлины.

В подобных делах налоговой службой совершается выездная проверка при ликвидации ООО. То есть специально уполномоченные специалисты из государственных органов приезжают в саму компанию.

На месте они проводят осмотр всей документации, проверяют результаты деятельности ликвидационного комитета и т.д.

Ликвидационная комиссия берет на себя все полномочия, связанные с координацей действий фирмы для решения всех поставленных ранее задач, и от проделанной ею работы зависит то, какое время понадобится на разрешение всех финансовых и юридических вопросов, и поэтому на них лежит большая ответственность по максимально безболезненному разрешению данных проблем для компании и 3-х лиц.

Контакты

дом 26, стр.

Суть субсидиарных мер заключается в том, что если собственного имущества компании не хватает для погашения долгов перед кредиторами, дополнительно по их требованию могут накладываться взыскания на личное имущество ликвидатора или членов ликвидационной комиссии;

— когда есть признаки банкротства и ликвидатор преднамеренно скрывает или уничтожает имущество компании, информацию о нем или его месторасположение, имущественные права и обязанности, фальсифицирует, скрывает, уничтожает бухгалтерскую или другую учетную документацию; неправомерно удовлетворяет требования отдельных кредиторов. Если названные действия привели к причинению ущерба в крупном размере, они влекут за собой уголовную ответственность по ст. 195 УК.

К ликвидатору могут быть применены такие меры ответственности, как штраф, ограничение или лишение свободы, принудительные работы, арест.

Как видим, ответственность ликвидатора при ликвидации ООО может быть гражданской и уголовной. В рамках гражданской происходит имущественное возмещение убытков или погашение долгов юрлица, при уголовной ликвидатор может получить более строгое наказание.

Правовая основа создания комиссии

Правовой основой создания комиссии является прекращение деятельности юридического лица посредством его ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ. Прекращение деятельности может осуществляться как по решению учредителей, так и в принудительном порядке (по решению суда).

На учредителей в случае прекращения деятельности организации в силу п. 3 ст. 62 ГК РФ может быть возложена обязанность по решению некоторых вопросов, например:

  • назначения ликвидатора или комиссии;
  • разработки порядка осуществления ликвидации;
  • установления сроков ликвидации.

При осуществлении полномочий по прекращению деятельности организации созданный орган обязан действовать в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом интересов как учредителей организации, так и кредиторов.

Согласно п. 5 ст. 62 ГК РФ в случае уклонения учредителей от создания комиссии и неисполнения нормативного порядка прекращения деятельности организации может быть возбуждена судебная процедура ликвидации. Потребовать возбуждения дела могут как заинтересованные лица (например, кредиторы организации, которая не может расплатиться по своим обязательствам), так и государственные органы. В подобной ситуации ликвидация происходит в судебном порядке с привлечением к участию арбитражного управляющего.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО

При этом завершение конкурсного производства само по себе не влечет материальные последствия в виде освобождения руководителя от ответственности.Вопреки доводам представителя руководителя должника, ссылавшегося на отсутствие какого-либо механизма исполнения судебного акта в случае удовлетворения требования кредитора после завершения конкурсного производства, законодательство о банкротстве не ограничивает возможности кредиторов по удовлетворению своих требований и после завершения конкурсного производства (пункт 11 статьи 142 Закона о банкротстве). Кроме того, исполнимость судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя при ликвидации должника может быть достигнута посредством возобновления дела о банкротстве после пересмотра определения о завершении конкурсного производства по правилам главы 37 АПК РФ.- в соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; чч. 1 и 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации)Процессуальные нормы регулируют порядок защиты материальных прав и конкретизируют конституционные принципы. Так, в частности, сторонам спора предоставлено право обжалования определения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности (пункт 7 статьи 10 Закона о банкротстве, статья 188 АПК РФ).Прекращение апелляционным судом производства по жалобе в связи с ликвидацией должника делает невозможным пересмотр определения суда первой инстанции, чем нарушаются права сторон спора на судебную защиту.В силу изложенного, а также в силу статей 7, 8 АПК РФ, как кредитор, так и руководитель должника вправе обжаловать определение суда первой инстанции и получить судебную защиту посредством рассмотрения апелляционной жалобы по существу вне зависимости от ликвидации должника в связи с его банкротством.Аналогичные выводы сделаны Судебной коллегией по экономическим спорам применительно к ситуации прекращения дела о банкротстве: Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 306-ЭС14-7672 судебные акты о прекращении производства по рассмотрению кассационной жалобы в обособленном споре о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности в связи с прекращением дела о банкротстве отменены, дело направлено на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции со ссылкой на пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

Порядок составления и образец приказа о создании ликвидационной комиссии

Чтобы закрепить факт создания комиссии составляется приказ за подписью руководителя юридического лица. Образец данного документа доступен для скачивания на нашем сайте.

Приказ является локальным актом и потому должен быть оформлен в письменном виде, подписан руководителем организации и заверен печатью. Ответственные сотрудники и должностные лица должны быть ознакомлены с документом, что подтверждается их личными подписями в акте ознакомления, расписке либо тексте приказа.

Приказ составляется с учетом следующих особенностей:

  1. Оформляется на фирменном бланке организации. Данное требование необязательно, носит рекомендательный характер. Подробнее о фирменном бланке можно прочитать .
  2. Должен иметь регистрационный номер и дату. Порядок нумерации зависит от локальных актов, регламентирующих данную процедуру в организации. Подробнее о нумерации можно прочитать в другой нашей статье.
  3. Перед вводной частью указывается название — «Приказ о ликвидации организации и создании комиссии».
  4. Если приказ оформляется не на фирменном бланке компании, в нем должно указываться наименование организации (полное и сокращенное) и ее реквизиты.
  5. Документ должен содержать основание для его составления с указанием реквизитов решения, на основании которого процедура ликвидации инициирована.
  6. В документ включается перечень лиц, входящих в состав комиссии, с указанием сведений о председателе, заместителе, членах коллегиального органа.
  7. В приказе должен быть указан временной промежуток, в течение которого должна производиться ликвидация, и сроки предоставления отчетов о проведенной работе, в том числе промежуточного и итогового ликвидационных балансов.
  8. Приказ должен содержать сведения о лице, которое обязано контролировать его исполнение. После подписания с приказом должны быть ознакомлены под подпись все члены комиссии и иные должностные лица.

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации организации. Сколько человек должно в ней состоять?

Вопрос ликвидации организации входит в компетенцию общего собрания либо единственного учредителя. В случае добровольного прекращения деятельности основополагающим документом будет решение участников общества, которое должно содержать дополнительно условие о создании комиссии. Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица прописывается в приказе о создании данного органа.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Законодательством не установлено требований к наличию определенных навыков, опыта и уровня профессионального образования членов комиссии. Это означает, что учредители и руководитель организации самостоятельно принимают решение о составе ликвидационного органа.

Вместе с тем в случае ликвидации отдельных видов организаций и предприятий специальными нормативными актами могут быть установлены определенные требования к составу комиссии. В частности, в случае если организация учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо органом местного самоуправления, в состав комиссии, в соответствии с п. 4 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, должен входить представитель федерального органа, органа субъекта РФ или муниципалитета.

Законодательно не установлено, сколько человек в ликвидационной комиссии должно состоять. Как правило, в состав комиссии включаются:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • иные лица, вступление которых обеспечит достижение поставленных целей с учетом соблюдения норм и принципов законодательства.

Кроме того, в состав ликвидационной комиссии обычно входят участники организации.

Независимо от количества членов комиссии, в том числе в случаях, когда ликвидатором выступает единственный учредитель, потребуется издание соответствующего приказа. На практике в комиссию чаще всего включаются руководитель организации, главный бухгалтер и начальник юридического отдела. Если в составе двух и более членов, из их числа назначается председатель.

Отметим, что члены комиссии в силу ст. 2.4 КоАП РФ являются должностными лицами и могут быть привлечены к административной ответственности в случае нарушения норм права, например по ст. 14.25 КоАП РФ (в части нарушения обязанности по своевременному предоставлению в ФНС сведений о ходе процедуры ликвидации).

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ооо

В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

ИнфоЗа ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО). Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе. Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.

Есть множество нюансов и «подводных» камней, которые необходимо учитывать.

Поэтому учредители прибегают к услугам фирм, которые специализируются на этом. Тогда ликвидатором может стать лицо, которое сотрудничает с такой фирмой.

Нередко бывает так, что у общества только один участник – он же учредитель, он же генеральный директор.

Он же может быть и ликвидатором, если он сам примет решение о прекращении бизнеса. Законом это не запрещено.

Для этого он должен будет принять единоличное решение о прекращении его полномочий, как исполнительного органа на фирме, и назначение его же ликвидатором.

Ликвидатор назначается с издания протокола общего собрания учредителей, на котором и назначается ликвидатор.

Затем нужно:

  • уведомить налоговые органы.

Представление этих документов в ФНС в указанные сроки;

  • оплата государственной пошлины за регистрацию прекращения деятельности общества и получение на руки выписки из ЕГРЮЛ о том, что сведения о данном ООО из него удалены.

Ликвидатор обязан тщательно следить за тем, чтобы все действия выполнялись в соответствии с действующим законодательством.

Процесс закрытия предприятия довольно сложный. Самостоятельно сделать это бывает порой совсем не просто. «Новичок» может запутаться в порядке действий и составлении документации.

Поэтому лучше доверить закрытие бизнеса профессионалам, которые специализируются на предоставлении подобных услуг предпринимателям.

Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор. Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры. Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Ликвидатор или ликвидационная комиссия ООО? Правовой статус и компетенция

Ликвидационная комиссия и ликвидатор с момента создания/назначения являются представителями юридического лица, при этом руководитель утрачивает право представлять интересы организации в государственных и муниципальных органах, судебных инстанциях, взаимоотношениях с контрагентами.

Важно отметить, что правовой статус ликвидатора и комиссии одинаков в связи с отсутствием различий в компетенции, на что прямо указывает п. 1.4 письма ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/[email protected] При этом учредители самостоятельно решают, создавать комиссию или назначать ликвидатора.

Правовые полномочия комиссии и ликвидатора также идентичны и предусматривают обычно следующий набор прав и обязанностей:

  • представление интересов организации;
  • публикация информации в СМИ о ликвидации и порядке предъявления требований в предусмотренный срок;
  • реализация мер, направленных на выявление кредиторов и формирование дебиторской задолженности;
  • направление уведомлений кредиторам о предстоящей ликвидации;
  • формирование промежуточного ликвидационного баланса;
  • продажа имущества с целью погашения долгов перед кредиторами;
  • обращение в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков несостоятельности;
  • осуществление выплат в порядке очередности денежных средств по требованиям кредиторов;
  • подготовка окончательного ликвидационного баланса.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен решением учредителей ликвидируемой организации. Созданный временный орган прекращает деятельность по достижении поставленной цели, то есть после внесения сведений о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ.

***

Таким образом, ликвидационная комиссия юридического лица назначается в случае, когда принято решение о ликвидации компании либо организация ликвидируется в принудительном порядке. С момента назначения комиссии руководитель юридического лица перестает осуществлять свои полномочия, которые переходят к комиссии. Задачей данного органа является подготовка организации к окончательной ликвидации, составление ликвидационных балансов, организация выплат кредиторам по имеющимся долговым обязательствам и т. п.

Ликвидация должника не препятствие для привлечения к субсидиарной ответственности

Ликвидация должника, признанного банкротом, не является препятствием для рассмотрения требования о привлечении его бывшего руководителя к субсидиарной ответственности.

В рамках дела о банкротстве конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя общества по обязательствам должника, возникшим после истечения месяца со дня возникновения обстоятельств, свидетельствующих о признаках неплатежеспособности.Определением Арбитражного суда Калининградской области от 24.02.2015 по делу N А21-460/2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.Не согласившись с определением суда первой инстанции, конкурсный кредитор обратился в апелляционный суд с жалобой на данное определение.Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2015, производство по апелляционной жалобе прекращено в связи с ликвидацией должника. Суды пришли к выводу, что рассмотрение апелляционной жалобы относительно законности судебного акта, принятого в рамках дела о банкротстве организации, прекратившей свое существование, невозможно.Определением от 07.12.2015 N 307-ЭС15-5270 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменила определение суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда округа и отправила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.- невыполнение руководителем требований Закона о банкротстве об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наступлении обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, влечет неразумное и недобросовестное принятие дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов и, как следствие, убытки для них. В этом случае одним из правовых механизмов, обеспечивающих удовлетворение требований таких кредиторов при недостаточности конкурсной массы, является возможность привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве.Субсидиарная ответственность руководителя по долгам возглавляемой им организации возникает вследствие причинения вреда кредиторам.

Решение о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

  • защита прав третьих лиц;
  • исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;
  • надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой.

Из ст. 23 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

  • порядке ликвидации;
  • порядке заявления требований кредиторами;
  • сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной.

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников). При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Кто такой ликвидатор, и как это понятие соотносится с понятием «ликвидационная комиссия»

Ликвидатор – это лицо, занимающееся вопросами, возникающими в ходе реализации процедуры прекращения деятельности организации. Ликвидационная комиссия – это коллегиальный орган, разрешающий аналогичные вопросы.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Порядок назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии прописан в ст. 62 ГК РФ, ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью от 08.02.1998 № 14. Однако положения закона крайне скупы, и в полной мере не регулируют вопросы деятельности ликвидатора или ликвидационной комиссии. Более того, ФЗ № 14 не содержит даже намека на то, что в прекращении деятельности организацией может участвовать ликвидатор, оперируя понятием «ликвидационная комиссия».

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

На практике, возможно назначение как ликвидатора, так и ликвидационной комиссии, а разрешает данный вопрос общее собрание ООО. Для организации прекращения деятельности маленькой компании чаще всего пользуются услугами одного человека. Если компания крупная, назначается комиссия (в числе не менее двух участников, один из которых является председателем).

Состав ликвидационной комиссии

Законодательством не определен порядок избрания ликвидационной комиссии, не установлены требования по вхождению в этот орган каких-либо определенных работников юридического лица. Однако на практике ситуация складывается таким образом, что в состав ликвидационной комиссии входят:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • сами учредители организации;
  • иные лица.

Формирование ликвидационной комиссии происходит путем издания соответствующего акта (приказа), который оглашается ее членам и руководителю. Полномочия по формированию рассматриваемого органа, как правило, относятся к компетенции учредителей компании.

Законами РФ и иными нормативными документами могут предъявляться определенные требования к составу ликвидационной комиссии. Во многом это зависит от организационно-правовой формы, вида юридического лица, его участников. Например, согласно п. 4 ст. 21 федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995, если в акционерном обществе одним из акционеров выступает государство, то в ликвидационную комиссию должен входить представитель органа местного самоуправления или определенного комитета по управлению имуществом.

Ликвидатор или ликвидационная комиссия: права и обязанности

На ликвидатора законом возложены следующие полномочия:

  • руководство всеми делами компании — как внешними, так и внутренними;
  • публикация в средствах массовой информации объявления о предстоящей ликвидации организации с указанием времени заявления кредиторами претензий (не меньше 2 месяцев);
  • выявление лиц, перед которыми у юридического лица есть долги;
  • выявление лиц, которые имеют задолженность перед юридическим лицом, и принятие мер по ее погашению;
  • представление интересов ликвидируемой организации в отношениях с третьими лицами, в том числе с судебными органами;
  • проведение инвентаризации имущественной массы;
  • проведение мероприятий, направленных на погашение всех задолженностей ликвидируемой организации перед ее контрагентами, работниками, иными третьими лицами;
  • формирование баланса (промежуточного и ликвидационного);
  • принятие решения о дальнейшей судьбе имущества организации, оставшегося после полного расчета с кредиторами и иными лицами.
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции ликвидационной комиссии, направленные на ликвидацию организации.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: